Вестник Кавказа

Главный редактор «Вестник Кавказа» отвечает на вопросы читателей

Андроник Оганесян (Ереван): Премьер-министр Турции Эрдоган недавно заявил о намерении выслать с территории страны нелегально находящихся там армян. Какое воздействие может оказать это заявление на развитие ситуации вокруг Южного Кавказа? Не скажется ли оно на процессе армяно-турецкого урегулирования?

Алексей Власов: Действительно, в середине марта премьер-министр Турции сделал заявление о том, что из 170 тысяч проживающих на территории Турции армян, порядка 70 тысяч являются турецкими гражданами, остальные 100 тысяч – мигранты. Но заявление Эрдогана не содержало прямой угрозы высылки армянского населения, на что, собственно, глава правительства Турции и обратил внимание несколько дней назад во время встречи с турецкими деятелями искусств. Буквально он сказал следующее: «Мои слова были серьезно искажены турецкими СМИ и были восприняты как призыв к депортации всех армян из Турции, даже тех, которые имеют турецкое гражданство». Таким образом, Эрдоган значительно смягчил риторику. Очевидно, одной из причин такой коррекции позиции премьер-министра стала реакция внутри самой Турции. Речь идет о молодежных манифестациях против заявления Эрдогана, в которых участвовали, в том числе, представители местного вузовского сообщества. Да и внешняя реакция была далеко не самой позитивной, что также побудило Эрдогана к умиротворению ситуации. Поэтому я думаю, что сейчас в Анкаре постараются предпринять максимальные усилия для того, чтобы смягчить этот не вполне удачный шаг одного из лидеров турецкого государства.

Жанна Колосова (Москва): Как заявила вице-спикер парламента Азербайджана Бахар Мурадова, парламентарии Армении и Азербайджана могут провести очередную встречу в мае в столице Казахстана Астане. Можно ли ожидать от этой встречи достижения определенных подвижек в урегулировании нагорно-карабахского конфликта?

Алексей Власов: Напомню, что в последний раз подобная встреча состоялась в октябре прошлого года в стенах Госдумы. Так что в каком-то смысле, эти заседания носят постоянный характер. Но опять-таки, это только внешняя сторона, по которой мы судим о развитии процесса урегулирования конфликта. Внешняя сторона, в том смысле, что пока каких-то серьезных результатов таких встреч не заметно. А вот инициативы Астаны, в том числе, по урегулированию ситуации вокруг Южного Кавказа, становятся все более громкими, и, видимо, их смысл заключается в том, чтобы создать дополнительные диалоговые площадки по проблемам Нагорного Карабаха, Южной Осетии и Абхазии и более эффективно задействовать старые, в том числе, формат таких встреч парламентариев. Так что, скажу откровенно, никаких прорывных решений, если встреча состоится, я не ожидаю, но важность и значимость поддержания постоянного диалога, думаю, очевидна для всех.

Марат Исмаилов (Нальчик): Ереван на днях предложил Баку подписать соглашение о неприменении силы по Нагорному Карабаху. Как вы полагаете, насколько этот шаг может способствовать достижению примирения в этом неразрешенном конфликте?

Алексей Власов: Ну, в самом тексте заявления, которое озвучил президент Армении Серж Саргсян, говорится о том, что подобный шаг мог бы заложить фундамент доверия в Армении и самом Карабахе, позволил бы понять мировому сообществу, что Азербайджан стоит на позициях мирного разрешения конфликта. Но в этом же самом заявлении президент Армении отметил, что об уточнениях, как именно будет осуществляться процесс нагорно-карабахского урегулирования, разговор пойдет позже, то есть после того, как азербайджанская сторона выступит с подобного рода заявлением. Здесь, как мне кажется, кроется противоречие в позициях Еревана и Баку. С точки зрения Азербайджана, возможность такого рода заявлений напрямую связана с уступками Еревану по вопросу Нагорного Карабаха. Иными словами, спор идет о том, что впереди - телега или лошадь, поскольку каждая сторона трактует собственную позицию как единственно правильную и, более того, единственно возможную, пока получается, что заявление Саргсяна это все-таки часть информационной кампании, которая бы обозначила именно армянскую позицию как базовую, ключевую в вопросе нагорно-карабахского урегулирования. Не думаю, что Баку однозначно воспринял это предложение президента Армении, но впрочем, ситуация настолько запутанная и динамично меняющаяся, что заранее строить какие-то прогнозы о возможных последствиях этого заявления президента Армении, пожалуй, преждевременно.

30455 просмотров