Вестник Кавказа

Сколько русских осталось в Дагестане, Чечне и Ингушетии

Александр Владимиров, Ростов-на-Дону
Недавно полпред президента в СКФО Александр Хлолпонин обсуждал на встрече в Ессентуках с атаманом Терского казачьего войска Василием Бондаревом вопросы участия казаков в охране правопорядка на Северном Кавказе. Полпред высказал надежду, что казаки «укрепятся» в Дагестане и других республиках, где сегодня наблюдается крайне непростая ситуация.

Вернуть или хотя бы удержать русскоязычное население пытались на Северном Кавказе и до Хлопонина. Одним из первых об этом громко заявил первый полпред президента РФ в Южном федеральном округе Виктор Казанцев. В последние годы сразу в трех республиках Северного Кавказа местные власти пытаются реализовать программы, направленные на возвращение русскоязычного населения. Однако очередей из желающих возвратиться не наблюдается. Видимо беженцы еще не забыли, при каких обстоятельствах им приходилось покидать родные дома, и совсем не уверены в том, что по возвращению им будет гарантирована безопасность.

Как считает директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования Южного Федерального университета Виктор Черноус, в последние годы дерусификация северокавказского региона достигла критической отметки. В результате массового исхода русских некоторые республики стремительно превращаются в мононациональные. В свою очередь, вытеснение русскоязычного населения из промышленности, науки и образования, в которых оно в основном было занято, подогревает экономический кризис и оборачивается против самих же «титульных народов».

Раньше всех это поняли как раз в Дагестане, где был принят целый ряд решений, создающих привилегированные условия по отношению к русскоязычному населению. Госсовет включил русских в перечень коренных малочисленных народов, на которых распространяются дополнительные гарантии и льготы, включая квоты на поступление в вузы и средние специальные заведения. В муниципальных образованиях работают комиссии по проблемам русскоязычного населения, призванные предотвращать факты ущемления прав и незаконного увольнения с работы.

Наряду с другими преференциями в Дагестане сохраняется негласный принцип неофициального национального квотирования для русскоязычного населения. Согласно данным, озвученным в декабре министром по национальной политике, информации и внешним связям Гаруном Курбановым, среди руководителей и их заместителей в органах государственной власти и управления русские занимают 9,5% должностей, при том, что их численность составляет 4,7% от населения республики. К примеру, в том же Кизляре, мэр города – русский по национальности.

Несмотря на предпринимаемые меры, представители русскоязычного населения продолжают уезжать за более безопасной и сытой жизнью в другие российские регионы. Чтобы остановить этот процесс и стимулировать возвращение в республику русских необходимо восстановить машиностроение, обрабатывающую промышленность и оборонный сектор, где было занято много русских.

Подобная программа, впрочем, как и проблемы, связанные с ее реализацией, действовала и в Ингушетии, где русских осталось менее 2% от населения. Однако в связи с волной убийств русскоязычных граждан, прокатившейся по республике в 2006-2007 годах, ни о каком возвращении русских не могло быть и речи. В списке жертв оказалась заместитель главы администрации Сунженского района Ингушетии Галина Губина, которая как раз курировала программу по возвращению русскоязычного населения.

Немного русских вернулось в последнее время и в соседнюю Чечню, где возрождение многонационального сообщества было провозглашено президентом Рамзаном Кадыровым в качестве одной из наиболее важных задач. Судя по заявлениям местных властей, за два последних года в республику вернулось не более 200 русскоязычных семей.

Однако, как полагают эксперты, без возвращения русскоязычного населения невозможно развитие экономики и социальной сферы в Чечне, где, несмотря на высокий уровень безработицы, сегодня остро стоит вопрос дефицита специалистов, особенно в сферах здравоохранения и образования. С просьбой оказать содействие в возвращении в республику русских учителей к Рамзану Кадырову обратился архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. «До начала военных действий в Чеченской республике работало много русских учителей, и их возвращение стало бы своеобразным мостом, соединяющим культуры наших народов», - подчеркнул архиепископ в ходе визита в Грозный. В свою очередь Рамзан Кадыров отметил, что в Чечне действует программа возвращения русскоязычного населения: «Люди возвращаются и устраиваются на работу. Мы им по мере возможности выделяем жилье, оказываем поддержку, чтобы они могли обустроить свою жизнь в республике».

Между тем в списках жителей Чечни, рассчитывающих сегодня на получение компенсации за утерянное имущество, практически не встречается русских фамилий, хотя, по данным переписи населения 1989 года, в республике проживало более 360 тысяч русскоязычных. Сегодня в Чечне проживает около 40 тыс. русских - менее 4% от общего населения. Большинство из них это пожилые люди из исконно казачьих станиц, которые просто не в состоянии были выехать за пределы республики.
118515 просмотров