Вестник Кавказа

Абхазия-Россия: политизация церковного вопроса

Одной из центральных тем обсуждения в Абхазии в этом году стал вопрос об автокефалии Абхазской православной церкви Абхазии. Сегодня большинство экспертов и в Москве, и Сухуми сходятся во мнении, что преодолению церковного раскола в Абхазии могло бы способствовать укрепление двусторонних связей в социо-культурной и духовной сферах. Очевидно, что вопрос о церковном конфликте нельзя считать внутриабхазской проблемой, он также остро воспринимается в России. Причем процессы, происходящие в Абхазии, проецируются мировыми СМИ на общее восприятие российской политики в регионе.

По мнению церковного публициста, обозревателя портала "Религия и СМИ" Полины Долиной, "всегда самые проблемные вопросы для освещения в СМИ связаны с внутрицерковными вопросами. Это очень сложная и противоречивая тема, которая требует глубокого знания предмета. Вокруг этой темы всегда возникают разного рода спекуляции. Не исключение, в данном контексте, и ситуация в религиозной сфере в Абхазии. Что уже сказывается на репутации самой страны.
Тогда как примирение в религиозной сфере, отказ от конфронтации могли бы, например, способствовать развитию православного туризма, как это происходит с Грецией, Черногорией и Кипром. Причем шансов у Абхазии намного больше, это русскоязычная страна, с которой нас связывают исторические, семейные и личные связи.
Возможно, нам необходимо задуматься о том, чтобы создать в республике СМИ, которые могли бы профессионально разбираться во внутри церковной тематике. Но для этого необходимо преодолеть раскол, с тем, чтобы негативный образ ситуации, связанной с религиозной сферой сменился на объективный анализ и оценку перспектив решения церковного вопроса".

"Мы [в Абхазии] понимаем, что тематика церковного вопроса касается не только Абхазии, но и России, - говорит руководитель Центра стратегических исследований при президенте Абхазии Олег Дамения. - Это действительно вопрос информационного противостояния вокруг Абхазии, в которую очень тесно вовлечена Россия. Озабоченность России понятна. Однако в данном случае, нет простого решения очень сложного вопроса. Мы [абхазы] взяли на себя миссию — решить вопрос, чтобы Абхазия не стала местом паломничества для других конфессий и мы этот вопрос решили. Это вопрос духовной защиты абхазского народа".
Дамениа признал, что недоброжелатели могут использовать этот вопрос для создания негативного информационного фона, но подчеркнул, что Россия, которая ведет геополитическую борьбу с Западом, тоже вынуждена идти на жесткие шаги - это логика геополитического выбора Москвы. Издержки неизбежны, но это решение, которое открывает перед Абхазией стратегическую перспективу в самой важной — духовной сфере. Это наш прямой долг защитить свою территорию, но мы понимаем, что не должны быть головной болью для России. Необходимо в разы усилить коммуникации между российскими и абхазскими экспертами по этому вопросу.

Уполномоченный по делам религии Кабинета министров Абхазии Резо Кация уверен, что "духовный вопрос исключительно важен, причем с самого начала абхазского независимого государства. В самые сложные минуты РПЦ никогда не отказывала Абхазии в решении проблем православного населения. Но сейчас эта тема излишне политизирована. Особенно в условиях, когда стране более двух десятков конфессий и православие - только одна среди них. Этому способствует и недостаточный профессионализм многих и российских и абхазских экспертов. Нужно возрождать роль православной церкви, но без излишнего ажиотажа. Еще в 1999 году во время встречи в Москве была озвучена ясная миссия - насытить абхазские церкви священством — РПЦ готова была играть особую роль в обучении и рукоположении молодых священников, которые сейчас стали клириками абхазской церкви".

Резо Кация уверен, что "именно поэтому конфликт между Виссарионом и молодыми священнослужителями стал неожиданностью для многих и в Абхазии, и в России. Очевидно, что многое в этом конфликте носит личностный характер. Тем более что это изначально был внутрицерковный вопрос, а не тема, которая в документе 2009 году (за авторством нынешних раскольников), который был впервые озвучена на сегодняшнем круглом столе и получила совершенно иной оттенок — передачи Нового Афона в ведение РПЦ, но при сохранении контроля за монастырским комплексом за группой молодых священников. А дальше последовало обращение к константинопольскому патриарху Варфоломею, это уже скорее технологический ход, нежели реальная возможность решить тот самый вопрос, о котором так пекутся молодые священнослужители. Есть много обещаний, но нет никакой конкретики. Да и насколько нам надо идти на прямые контакты с Варфоломеем? Если мнение части абхазского общества и российской стороны негативно по отношению к этой теме.
Отсюда и пошла исключительная политизация вопроса, которая не просто создает напряженность в духовной сфере, но и формирует напряженность в политическом поле страны. Вопрос можно решить только путем диалога с РПЦ — иного пути нет".

17435 просмотров