Вестник Кавказа

Анкара меняет стратегию в Сирии

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Анкара меняет стратегию в Сирии
© Фото: Сайт президента России

Похоже, турецкая стратегия в Сирии в скором времени претерпит значительные изменения. Об этом свидетельствуют официальные заявления, поступающие в последние дни из Анкары и Тегерана. Так, турецкий премьер-министр Бинали Йылдырым более не исключает сохранения власти сирийским президентом Башаром Асадом в период переходного правительства. Его заместитель Нуреттин Джаникли заявил о намерении Турции развивать экономические связи с Сирией. Эти отношения будут построены «с сирийским народом и властью», что автоматически означает возобновление прямого диалога между Анкарой и Дамаском.

Также поступают сообщения о секретной встрече одного из ключевых сотрудников турецкой разведки с сирийским руководством в столице САР. Речь шла, предположительно, о курдском вопросе. Наконец, иранский министр обороны генерал Хоссейн Дехкан приветствовал усилия Турции «исправить ошибки прошлого», которые, по мнению министра, турки совершили в отношении Сирии – в этом контексте Дехкан позитивно отозвался о решении Анкары улучшить отношения с Дамаском.

 Хоссейн Дехкан

Угроза создания курдского государства в Сирии дамокловым мечом нависла над правительством Эрдогана. Турецкие граждане терпят нестабильную ситуацию в стране и экономические трудности, понимая, что их государство столкнулось с террористической угрозой. Турки мирятся также и с тем, что их страна стала убежищем для миллионов сирийцев, хотя подобные демографические изменения неизбежно связаны с рисками для безопасности и социальной напряженностью. Наконец, в Турции не наблюдается массовых волнений и бурного недовольства в связи с волной арестов и увольнений после неудавшегося военного переворота. Поддержка, которую Эрдоган получил от народа в ходе попытки осуществления путча 15 июля, показывает, что турецкое население и политическая элита не желает ставить на карту национальные интересы страны в угоду внутриполитическим целям. В критический для страны момент ведущие оппозиционные партии смогли пересилить свою неприязнь к правящей ПСР и встали на защиту конституционного строя.

Но все может измениться в том случае, если из-за ошибок внешнеполитической стратегии Турции в Сирии возникнет независимое курдское государство, нити правления которым будут находиться в руках РПК. Подобный сценарий будет означать острейший вызов безопасности и территориальной целостности Турции. И тогда, можно не сомневаться, президенту Эрдогану его политические оппоненты выставят счет за все совершенные ошибки. Поэтому сейчас, когда в Турции после неудавшегося путча фактически происходит внутри- и внешнеполитическая «перезагрузка», сложился удобный момент для внесения корректировок по ключевым вопросам внешней политики. Наблюдаемое с недавних пор улучшение отношений Анкары с Москвой и Тегераном рассматривалось многими западными политологами довольно скептически, поскольку они полагали, что противоречия по сирийскому вопросу заблокируют процесс сближения между странами.

Первоначальными целями Турции в Сирии были:

1) инсталляция дружественного к Турции политического режима при сохранении территориальной целостности страны;

2) создание автономии для турецкоязычного населения Сирии;

3) блокирование сепаратистских устремлений сирийских курдов.

После вмешательства России в конфликт стало ясно, что режим Башара Асада победить будет не так просто, а США и ЕС готовы мириться с его дальнейшим пребыванием у власти. В Анкаре осознали, что привести в Сирии к власти протурецкие силы вместо Башара Асада в таких условиях – непосильная задача. Процесс дефрагментации САР набирал все большие обороты, и первоочередной целью турок стало обеспечение собственной сферы влияния в «лоскутном государстве», в которое превращается Сирия. Опять же, ставка делалась на турецкоязычное население в Сирии с прицелом на создание, как минимум, туркоманской автономии. Именно этим и объяснялась столь болезненная реакция Турции на российские бомбардировки районов, населенных туркоманами. Анкара это воспринимала в качестве грубого посягательства Россией на условную зону ее влияния.

Башар Асад

Вполне вероятно, что ввиду успехов сирийской правительственной армии, достигнутых в последние дни  при поддержке России и Ирана, сегодня Анкаре не приходится рассчитывать даже на сохранение собственной зоны влияния в какой-либо форме. Сейчас речь идет о том, чтобы обеспечить задачу-минимум - не допустить создания на территории Сирии курдского государства или же широкой автономии для сирийских курдов наподобие той, что существует в Ираке. Для реализации этой задачи Анкара готова пересмотреть свои отношения с правительством Асада, а также договариваться с Москвой и Тегераном.

Вероятно, в будущем риторика Турции по поводу судьбы Башара Асада не будет отличаться от европейской или американской, которую можно свести к одной фразе: «Рано или поздно Асад должен будет уйти», однако практических шагов против него предприниматься не будет. Между тем, само сирийское политическое руководство крайне заинтересовано в нейтралитете Анкары. Если Турция прекратит оказывать поддержку вооруженным группам, воюющим против сирийского правительства, то победа его достанется намного легче. Сирийская кампания также ложится грузом на российскую и иранскую экономики, что особенно ощущается в период низких цен на нефть и западных санкций. Учитывая эти факторы, высока вероятность того, что сделка по сирийским курдам между Анкарой, Дамаском, Москвой и Тегераном, состоится.

Косвенно это подтверждает и недавнее заявление турецкого премьера Бинали Йылдырыма: «Мы не допустим создания никакой курдской государственности на севере Сирии. Это противоречит и интересам самой Сирии, которой необходимо сохранить территориальную целостность. Нельзя допустить формирования образований, в которых одна из этических групп будет находиться в привилегированном положении. Этой позиции придерживается не только Анкара, но и Тегеран, и другие страны». Примечательно, что Йылдырым упомянул Иран, но не Россию. Очевидно, турецко-российские противоречия по курдскому вопросу сохраняются и будут темой дальнейших переговоров.

12985 просмотров