Вестник Кавказа

Армянский принцип «и-и» встретил противодействие и в России, и в Европе

Давид Степанян, Ереван

Сделанное в Ново-Огарево Сержем Саргсяном заявление о намерении Армении вступить в Таможенный союз и в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза произвело в Ереване эффект разорванной бомбы. Хотя еще до 3 сентября было понятно, что пренебречь интересами Москвы Ереван в вопросе сближения с Евросоюзом никак не сможет.

В ноябре в Вильнюсе пройдет саммит руководства Евросоюза с лидерами стран – участниц программы «Восточное партнерство», в ходе которого ожидается парафирование Соглашений об ассоциации и о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Украиной, Молдавией, Грузией и Арменией. Ереван неоднократно заявлял, что в отношениях с ЕС и Россией Армения руководствуется формулой «и-и», не принимая формулы «или-или». Однако после того как «и-и» встретил противодействие и в России, и в Европе, Еревану пришлось несколько поменять риторику. Итогом чего, и стало новоогаревское заявление Саргсяна.

Утром 4 сентября у президентского дворца на Баграмяна,26 собралась толпа недовольных присоединением Армении к Таможенному союзу. Участники акции, спланированной в соцсети Facebook, скандировали «Нет возврата к СССР», утверждая, что не позволят Армении присоединиться к ТС, что приведет к потере независимости. В результате возникла потасовка с полицейскими и 9 участников акции были подвергнуты приводу.
Генсек прозападной партии “Наследие” Степан Сафарян, оценил намерение вступить в ТС, как неприемлемое, ввиду наличия обязательств по сближению Армении с Европой. Общее недовольство оппозиционного настроенных слоев общества подытожил депутат от оппозиционного АНК, экс-премьер Грант Багратян, заявив, что вопрос членства Армении в ТС и присоединения к Соглашению об Ассоциации необходимо решать посредством референдума, а не заявлением одного человека.

Уже вечером 4 сентября глава администрации президента Армении Виген Саркисян заявил, что Армения не намерена отказываться от парафирования Ассоциативного соглашения с ЕС. Политик подчеркнул, что решение Еревана о вступлении с ТС не означает прекращения политического диалога с ЕС. Саркисян также опроверг мнения, согласно которым предстоящая евразийская интеграция Армении стала итогом давления Москвы на Ереван.

Руководитель отдела политических исследований института “Кавказ” Сергей Минасян обусловил готовность Еревана идти в Таможенный союз политическими соображениями. При этом Ереван, по его мнению, продолжит евроинтегрироваться, с той разницей, что делаться это будет без обязательств и, соответственно, политической и финансовой поддержки ЕС. По оценкам эксперта, Армения взяла тайм-аут в вопросе парафирования Соглашения об ассоциации и DCFTA, поскольку вероятность парафирования именно в Вильнюсе невелика. Однако существующие документы будут находиться в режиме ожидания и могут быть вновь запущены в удобный момент.

Определяющим фактором в отношениях России и Армении остается безопасность. И переступить через этот фактор не в состоянии ни один из президентов Армении. Экономика в данном случае имеет второстепенное значение. Понеся потери в некомпенсируемой сфере безопасности, Армения может оказаться в ситуации цугцванга. В Ереване много говорится о том, что безопасность Армении, которую сегодня обеспечивает ОДКБ/Россия, со временем могла бы взять на себя НАТО. Но этого времени этого у Армении в силу известных обстоятельств нет. И отказавшись от интеграции в ТС, Ереван с тем же успехом может рассчитывать на как минимум похолодание отношений с Москвой в рамках военно-технического сотрудничества. Именно безопасностью обусловлена «красная черта», которую Ереван не может перейти. При этом отказ от ассоциации с Европой к быстрому членству в ТС не приведет, учитывая необходимость приведения многочисленных статей законодательства в соответствие с нормами ТС.

Можно предположить, что президент Саргсян сейчас в очередной раз пытается выиграть время. Слишком уж много вопросов к нему как в Армении, так и на Западе. И ответы требуется дать уже сегодня, поскольку до саммита «Восточного партнерства» осталось по политическим меркам всего ничего. По всей вероятности, заявления Саргсяна о приостановке ассоциации с ЕС не приведут к принципиальному изменению курса Армении и отказу от выбора его собственной партии. Однако главная цель им достигнута - Россия не будет менять политику на армянском направлении и откажется от ультиматумов. Иначе говоря, Москва просто в очередной раз сделает вид, что поверила заверениям Еревана. Примет ли такой же вид Брюссель, станет ясно в ближайшие месяц-два. Пока же заявления председателя комитета Европарламента по иностранным делам Эльмара Брока, главы МИД Швеции Карла Бильдта выглядят не очень утешающими для европерспектив Армении. Брок заявил, что решение Армении о присоединении к ТС “к сожалению, не предполагает дальнейшего участия Армении в Соглашении об ассоциации и свободной экономической зоне с ЕС”. Шведский министр в свою очередь оценил заявление Саргсяна как “срыв Арменией переговоров по соглашению о свободной торговле с ЕС, интеграцию с Россией, и разворот на 180 градусов".

13675 просмотров