Вестник Кавказа

Баку-Новороссийск: коллизия "Транснефти" -1

Юрий Глушков

Азербайджан прекратит прокачку своей нефти по маршруту Баку-Новороссийск 14 февраля. В этот день завершится действие межправительственного соглашения о транзите азербайджанской нефти через Россию, заключенное в 1996 году. В прошлые годы соглашение продлевалось автоматически, но в мае 2013 года российский премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выходе из него России. За это время Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) как один из крупнейших поставщиков нефти в трубу и российский трубопроводный монополист "Транснефть" так и не провели внятных переговоров, не став договариваться о пересмотре условий прокачки азербайджанской нефти до российского порта в Черном море.

Примечательно, что ни одна из сторон не делает из завершения сотрудничества трагедии, поскольку имеется понимание, что на протяжении последних как минимум пяти лет работы трубы, поставки азербайджанской нефти по ней несли скорее политический смысл, не очень близкий к реальной экономике.

Необходимо пояснить, что для Госнефтекомпании Азербайджана наличие северного маршрута экспорта нефти было важно для сохранения отношений с Россией, а принципиальное решение о сохранении маршрута, когда многие призывали от него отказаться, принимал лично Гейдар Алиев. Труба была одной из нитей, связывавших две страны. Причем когда эти государства были в еще единой стране, то Баку-Новороссийск работал в обратном направлении, поставляя нефть для переработки на бакинские НПЗ. Но времена изменились, и труба пошла в реверс.

В последние годы экономика проекта перестала устраивать обе стороны, которые вели вялые переговоры об изменениях условий базового соглашения. Заявленный объем прокачки – до 5 млн тонн нефти в год - ГНКАР не выдерживала, поставляя около 2-2,5 млн. Только в 2008 году во время конфликта вокруг Южной Осетии из Азербайджана в Россию было транспортировано около 4 млн тонн сырья.

Вроде бы льготный тариф на прокачку легкой азербайджанской нефти до Новороссийска в размере 15,67 дол. за тонну (или чуть больше двух долларов в пересчете за баррель) в сравнении с поставками нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан до турецкого Средиземноморья оказывался не таким и дешевым.

Для ГНКАР как для акционера проекта БТД стоимость барреля сырья до Джейхана обходится в пределах 6 долларов. Однако если из Джейхана легкая азербайджанская нефть всегда продавалась и продается с премией к "бренту" (по этому эталонному североморскому сорту торгуют нефтью в Европе) до 3 дол., а то и 5 дол., то в Новороссийске углеводороды смешивались и продавались как российский сорт "юралс", оцениваемый дешевле "брента" на доллар, а то и больше. В итоге ценовая разница в прокачке оказывалась нивелированной. Азербайджан оценивал ежегодные потери от такой пересортицы примерно в 40 млн долларов.

Просьбы ГНКАР о введении в Новороссийске банка качества, который бы учитывал и покрывал такие люфты оценки качественных характеристик нефти, так и не были реализованы "Транснефтью". Примечательно, что проблема банка качества в крупнейшем черноморском порту России характерна отнюдь не только для азербайджанской госнефтекомпании. От нее страдают и российские экспортеры, поставщики качественной нефти. Российский трубопроводный монополист помогает "юралсу" по-своему. К примеру, для смягчения урона российскому сорту и уменьшения содержания в нем серы, в частности, "Транснефть" планирует перенаправить в 2014 году 3 млн тонн тяжелой нефти компании "Башнефть" в восточном направлении, уведя ее из Новороссийска.

Россияне в свою очередь недовольны тем, что тратят большие деньги на обслуживание трубы, идущей из Азербайджана. Как заявил в середине января на встрече с журналистами глава компании Николай Токарев, "Транснефть" ежегодно тратит 52-53 млн дол. на содержание участка нефтепровода Баку-Новороссийск от границы Азербайджана (Ширвановка) до Махачкалы. "Этот двухсоткилометровый участок очень дорого обходится "Траснефти", - считает он.

Но это еще не всё. В минус Новороссийску работают и другие сопутствующие факторы, прежде всего инфраструктура. В российском порту только один причал на терминале Шесхарис может обслуживать танкеры, способные взять на борт до 250 тыс. тонн нефти, в то время как в Джейхане одновременно могут загружать сразу два 300-тысячника. При этом танкерам из Новороссийска нужно проходить турецкие проливы, чтобы выйти в Средиземное море для дальнейшей транспортировки сырья на перерабатывающие заводы в Европе, Азии и Америке. Это делает фрахт дороже, в отличие от средиземноморского Джейхана.

Все эти преимущества в совокупности с высокой ценой на нефть позволили акционерам проекта строительства БТД, возглавляемого британской BP, еще в 2009 году полностью отбить все затраты на его создание и расплатится со всеми взятыми кредитами. Вот уже несколько лет БТД - один из самых рентабельных трубопроводов региона, несмотря на то, что его заполнение едва превышает половину заявленных мощностей прокачки в 60 млн тонн. Нефть по нему прокачивают не только участники консорциума по разработке азербайджанского каспийского блока месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, но и туркменские производители нефти, а также казахстанский консорциум "Тенгизшевроил", разрабатывающий месторождение "Тенгиз".
Продолжение следует

27480 просмотров