Вестник Кавказа

Большая игра России в черноморском регионе

National Interest
Большая игра России в черноморском регионе
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Эта неделя была очень насыщенной для президента России Владимира Путина, и череда событий, произошедших в черноморском регионе за последние несколько дней, заставляет думать, что всё это неслучайно. В понедельник он  встретился в Баку с президентом Ирана Хасаном Рухани и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на трехстороннем российско-ирано-азербайджанском саммите. Лидеры трех стран подписали документы о дальнейшем развитии инфраструктурных проектов в рамках транспортного коридора «Север-Юг», который соединит Европу с Южной Азией через Россию, Азербайджан и Иран.

Иран, который испытал на себе действие международных санкций,  и Россия, которая в настоящее время находится под санкциями со стороны Запада, крайне заинтересованы в развитии и укреплении крупного элемента международной экономической системы, который не попадал бы под давление со стороны США и ЕС. В свою очередь Азербайджану выгодно развивать два торговых направления – север-юг и восток-запад, одну из веток «нового Шелкового пути» (а также Южный энергетический коридор в Европу), которые проходят через Баку, что значительно увеличивает геоэкономическое значение Азербайджана.

Президенты трех стран сошлись и по другим вопросам, включая международную политическую безопасность. Все трое полагают, что США очень заинтересованы в распространении «цветных революций», направленных против правительств России, Ирана и Азербайджана. Несмотря на их политические различия, а страны не всегда сходятся во мнениях по поводу того или иного вопроса (включая вопрос о статусе Каспия), им удалось прийти к согласию, что сохранение политического статус-кво в одной стране положительно сказывается на соседних государствах и им необходимо сотрудничать, чтобы предотвратить любые революционные изменения.

Рухани попросил Путина передать эту мысль прибывшему на следующий день в Санкт-Петербург президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Похоже, турецкий президент все еще не может отойти от попытки госпереворота в прошлом месяце - он и его советники полагают, что если США и не являлись прямыми вдохновителями переворота, то все равно Вашингтон был бы счастлив, если бы он удался.

Эрдоган начал пересматривать свою сирийскую политику с более прагматичных позиций. В отличие от американских политиков Эрдоган видит негативные последствия продолжения конфликта с Россией из-за Сирии. Шансы на то, что режим сирийского президента Башара Асада падет, существенно уменьшились по сравнению с прошлым летом, а отношения с Россией обострились на фоне попыток американцев найти надежных союзников, способных бороться с ДАИШ. Все это привело к тому, что появление Сирийского Курдистана становится все более и более реальным по сравнению с положением дел в 2015 году. Конечно, Анкаре хотелось бы, чтобы Асад ушел, но не ценой появления еще одного курдского автономного образования на границе с Турцией.

Отношения Эрдогана с Европой также обострились. В прошлом году он был незаменимой фигурой в решении миграционного кризиса. Теперь эта основа турецко-европейских отношений ослабла. Гораздо более важную роль Турция могла бы сыграть, если бы стала транзитером газа для поставок в Европу. Трансанатолийский трубопровод, по которому газ поставляется из Азербайджана – это первая опция, но если бы Турции также удалось заручиться поддержкой России и построить «Турецкий поток» и тем самым стать наземным терминалом для Израиля и морским терминалом для Ливана, Анкара стала бы энергетическим хабом для Европы.

Поэтому Эрдоган, как Генрих IV в Каноссе, отправился в столицу бывшей Российской империи, чтобы принести свои извинения лично президенту Путину за сбитый российский военный самолет над Сирией, и представил свои предложения по Сирии и восстановлению работ над «Турецким потоком». Эрдоган прекрасно понимал, что возвращая тему «Турецкого потока» на повестку дня, он предоставляет Москве возможность достичь поставленной цели по прекращению транзита российских энергоносителей в Европу через территорию Украины к 2019 году.

На следующий день в Москве Путин принимал президента Армении Сержа Саргсяна. Армянский лидер, который также столкнулся с протестами внутри страны, получил те же гарантии – Москва поддерживает сохранение действующего политического режима. Но Путин дал понять, что Кремль в дальнейшем будет принимать решения относительно разрешения нагорно-карабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией, и Армения взамен на поддержку со стороны России и экономические дотации должна принять российскую тактику: конфликт не будет решен быстро, но необходимо пойти на ряд компромиссов, которые позволили бы президенту Алиеву убедиться, что процесс восстановления контроля над потерянными территориями необратим.

На совместной пресс-конференции в Кремле Путин прокомментировал ситуацию на Украине. После ряда столкновений Россия развернула дополнительные вооруженные силы на границе между Крымом и Украиной, что вызвало опасения открытого военного конфликта. После этого Россия объявила, что была раскрыта диверсия со стороны спецслужб Украины, которая должна была вылиться в совершение терактов на российской территории.

Путин сделал два критических замечания. Во-первых, он заявил, что нормандский формат, который включает в себя Россию, Украину, Францию и Германию, созданный для выработки совместного решения существующего кризиса, абсолютно нежизнеспособен, потому что Украина не желает обсуждать вопрос делегирования власти регионам. Во-вторых, он назвал украинское правительство безответственным игроком, который не заинтересован в разрешении кризиса. С российской точки зрения, настойчивое требование европейцев выполнить Минские соглашения как условие для снятия санкций с России является методом сохранения этих санкций, так как Минские соглашения не работают.

Если Путину удастся вернуть «турецкий вопрос» в игру и построить новый торговый путь через Иран к Персидскому заливу, у него все карты будут на руках (плюс к этому Россия строит «Северный поток-2» через Балтийское море непосредственно в Германию).

Россия дает понять, что намерена стать главным арбитром в черноморском регионе. График встреч Путина на этой неделе позволяет представить, какие направления станут приоритетными для России в ближайшие месяцы. 

16185 просмотров