Вестник Кавказа

Что соглашение по иранской ядерной программе значит для Саудовской Аравии и всего региона

www.brookings.edu

Одним из непреднамеренных, но очень важных последствий иранской ядерной сделки стало усиление опасений Саудовской Аравии по поводу региональных целей и намерений Ирана. Наряду с обострившимися страхами Эр-Рияда напряженность в регионе возросла до беспрецедентного уровня. Конечно, у переговорщиков не было намерения лишить покоя Саудовскую Аравию. Они стремились снизить напряженность и предотвратить гонку ядерных вооружений. Сочетание обстоятельств вне их контроля усугубило проблему саудовско-иранского соперничества, которое началось еще до иранской революции. Но результаты, скорее всего, будут отражаться на всем регионе еще долгие годы.

Проблемы региона

Опасения Эр-Рияда в отношении Ирана никогда не были сосредоточены только на ядерной безопасности. Саудовцы уже давно считают невысоким риск применения ядерного оружия Ираном и рассчитывают, что американский ядерный зонтик защищает их. Основной проблемой стала убежденность Саудовской Аравии в том, что Иран стремится к региональной гегемонии, используя терроризм и подрывную деятельность для ее достижения.

Соглашение по ИЯП намеренно не затрагивает этот вопрос. В глазах Эр-Рияда этот факт делает ситуацию еще хуже, потому что снятие санкций позволяет Ирану выйти из изоляции и дает ему возможность получать прибыль. Амбиции Ирана стать гегемоном в регионе подогреваются результатами сделки.

Споры по поводу соглашения, которое было подписано год назад, совпали с двумя ключевыми событиями в королевстве в начале 2015 года. Первым был приход к власти короля Салмана Абд аль Азиза. Его предшественник и сводный брат Абдулла был сторонником жесткой линии в отношении Ирана, но избегал рисков. Он пытался наладить отношения с Ираном в 1980-х годах и даже назначил саудовского шиита послом в Тегеране. Монарх хотел, чтобы только американские солдаты имели дело с Ираном, а не саудовцы, что в свою очередь сильно раздражало американскую сторону. Например, бывший министр обороны Роберт Гейтс говорил, что американские солдаты используются в качестве наемников. Но король Абдулла пытался избежать конфронтации всеми силами.

Вторым событием стало взятие штурмом йеменской столицы Саны альянсом хуситов и бывшего президента Али Абдаллы Салеха в начале прошлого года. Мятежники открыли прямое воздушное сообщение с Тегераном и пошли на ряд уступок Ирану. Они взяли южный порт Аден, суннитскую территорию. Иран приветствовал их победы. Саудовцы и другие страны Персидского залива увидели иранский плацдарм, который может стать ахиллесовой пятой Аравийского полуострова.

Новый король и его молодой министр обороны, принц Мухаммад бин Салман отреагировали гневно и твердо на события в Йемене. Арабская коалиция была создана в кратчайшие сроки для того, чтобы вмешаться в борьбу с повстанцами. В результате операция «Буря решимости» стала знаковой в истории Саудовской Аравии. Смелое и агрессивное наступление остановило повстанцев и предотвратило любую возможность иранского вторжения в Йемен, но в итоге страну ждала гуманитарная катастрофа. Соединенные Штаты и Великобритания, желая унять саудовские опасения по поводу ядерного соглашения, оказали решающую поддержку в  войне Эр-Рияда. Парламент Пакистана, давнего союзника с большим шиитским меньшинством, единогласно проголосовал за то, чтобы не вмешиваться, так как был обеспокоен усилением сектантства.

Год назад разведка Саудовской Аравии арестовала Ахмеда Мугассила, следовавшего рейсом Тегеран-Бейрут. Саудовец-шиит Мугассил был организатором теракта в Хобаре двадцать лет назад, в результате которого были убиты 19 американских летчиков. Он также принимал участие в убийстве нескольких саудовских дипломатов в 1980-х годах. Мугассила считается воплощением иранской поддержки терроризма. Нет сомнений в том, что его допрос имел значение в рамках озабоченности Саудовской Аравии по поводу подпольных действий Ирана в Персидском заливе.

В январе этого года саудовцы казнили известного диссидента за якобы поддержку терроризма. Иранцы напали на посольство Саудовской Аравии, чему, вероятно, способствовала жесткая политическая линия режима, а затем саудовцы прервали дипломатические отношения. С тех пор Эр-Рияд призывает своих союзников последовать их примеру. Иранские паломники не будут участвовать в хадже в этом году.

Саудовская обеспокоенность по поводу иранских заговоров достигает новых пределов. Один известный саудовский комментатор утверждает, что террористическая атака на мечеть Пророка в Медине 4 июля была осуществлена под контролем иранской разведки для того, чтобы дискредитировать репутацию короля в качестве Хранителя двух Святынь. Его комментарии вызвали широкий резонанс.

Бывший глава разведки и посол в США принц Турки аль Фейсала в минувшие выходные принял участие в большой демонстрации во Франции, где призвал к свержению режима.  Поддержка Турки и его открытый призыв к смене режима еще сильнее обостряет соперничество.

Стабильная  позиция?

Новое руководство в Эр-Рияде, которое в большей степени готово принять решительные меры, а также кризис в Йемене способствовали усилению недовольства Саудовской Аравии по поводу сделки с Ираном. Как и опасался Пакистан,  это еще сильнее поляризировало и так разделенный мусульманский мир. ИГИЛ и «Аль-Каида» выигрывают в результате мусульманской холодной войны и эскалации сектантского насилия.

Вашингтон изо всех сил старался убедить саудовцев, что они не одиноки в своих законных опасениях по поводу иранской террористической деятельности по дестабилизации региона. Президент Обама стремился укрепить доверительные отношения с королем и его молодым сыном. 

С самого начала соглашение по ИЯП считалось удачным, но оно повлекло последствия, которые стало опасными и тревожными. В конце концов, Эр-Рияд и Тегеран являются единственными игроками, которые могут снизить напряжение. Но пока Саудовская Аравия не проявляет признаков заинтересованности в решении проблемы. 

18305 просмотров