Вестник Кавказа

Дело Сефиляна как попытка властей отвлечь внимание общества

Сусанна Петросян, Ереван

22 июня был арестован лидер оппозиционной организации общественный фронт спасения "Новая Армения", ветеран карабахской войны Жирайр Сефилян. Ему предъявлено обвинение по части 2-ой статьи 235 Уголовного кодекса - "Организация группой лиц незаконного приобретения, хранения и транспортировки оружия и боеприпасов". Наряду с ним обвинения предъявлены еще восьми лицам, семь из которых арестованы, а один находится в розыске.

Согласно сообщению Следственного комитета Армении (СКА), месяц назад в одном из автомобилей, попавших в ДТП, были обнаружены два автомата АК-74 и 120 патронов. По факту было возбуждено уголовное дело, в рамках которого выяснилось, что "Сефилян с группой лиц планировал захват зданий, строений, средств коммуникации и связи, в том числе и телебашни Еревана". Для этого Сефилян организовал незаконное приобретение оружия и боеприпасов. Согласно СКА, члены группы планировали осуществить некоторые преступные действия в период после апрельской войны. СКА не приводит имен других фигурантов дела. Сейчас Сефилян отказывается давать какие-либо показания, пользуясь своим конституционным правом. В результате обыска, проведенного у него дома и в офисе, оружия и боеприпасов найдено не было.

Супруга ветерана войны Нанор Сефилян назвала смешным заявление СКА о том, что задержание Жирайра Сефиляна связано с обнаруженными в автомобиле в результате ДТП оружием и боеприпасами, с помощью которых Сефилян планировал захватить некоторые объекты. По убеждению Нанор Сефилян, в отношении ее мужа осуществляется политическое преследование, связанное с его резкими разоблачениями в адрес в властей, благодаря политике которых Армения опустошается. Она считает, что политические преследования усилились после апрельской войны, когда Сефилян обвинил власти в потере территории в 800 гектаров.

Сторонники Сефиляна уверены, что он не имеет никакого отношения к инкриминируемым ему обвинениям. По словам члена фронта "Новая Армения" Варужана Аветисяна, лидер фронта задержан из-за его бескомпромиссной позиции по вопросу о потерянных в результате апрельской войны 800 гектаров территорий. Сегодня некоторые подконтрольные властям СМИ также указывают на то, что проблема утерянных 800 га не удостоилась внимания политических сил, за исключением фронта "Новая Армения", занявшего радикальную позицию в этом вопросе.

Между тем, эти утверждения не отражают реальной ситуации, сложившейся в Армении, после апрельских событий.  Сегодня практически каждая вторая публикация в армянской прессе выражает бескомпромиссную точку зрения относительно того, что территорию в 800 гектаров нужно обязательно вернуть назад. Но ведь никто не арестован за эти статьи. После апрельской войны в настроениях армянского общества доминируют именно бескомпромиссные подходы. В целом, число людей, делающих жесткие заявления, будь то политических или общественных деятелей, экспертов или ветеранов войны, возросло вдвое. Причем, жесткие оценки все чаще и чаще стали попадать в СМИ.  Таким образом, поведение Сефиляна и его сторонников абсолютно не говорит о чем-то необычным. Можно предположить, что истинные мотивы действий ветерана войны состоят в чем-то другом. Видимо, целесообразнее дождаться результатов следствия. Интересно, что в официальном сообщение СКА говорится о том, что Сефилян и возглавляемая им группа лиц намеревались совершить нападение на некоторые здания, но не говорится, с какой целью. Если он и его сторонники планировали совершить государственный переворот, то более чем очевидно, что для этого у них нет никаких ресурсов.

Сефилян является одним из наиболее известных командиров карабахской войны, но как политическая фигура он не имеет никакого влияния и веса. Значимость этой фигуры чрезмерно преувеличена в СМИ. На деле его влияние крайне ограничено и может охватить максимум 20-30 человек. Весьма ограничено и влияние возглавляемой им организации: в акциях протеста  фронта "Новой Армения", как правило, принимало участие всего несколько десятков человек, а после апрельских событий деятельность этой организации никого не интересует.

Необходимо отметить, что Сефилян является гражданином Ливана, что не позволяет ему развернуть в Армении политическую деятельность, в первую очередь принять участие в выборных процессах. По законодательству Армении он, как иностранец, может баллотироваться только в органы местного самоуправления в составе какого-либо партийного списка. Сефилян неоднократно обращался к властям за получением армянского гражданства, но каждый раз получал отказ. Он также обращался за получением гражданства Нагорного Карабаха, но и здесь получил отказ.  В середине 2000х годов руководство страны хотело депортировать Сефиляна за радикальные призывы к смене власти, но не смогло, потому что Жирайр Сефилян является членом семьи дипломата: его жена работает в посольстве Ливана. Для осуществления своих намерений власть должна была депортировать Нанор Сефилян как дипломата, на что однако не было оснований.

Все эти действия властей демонстрируют, что последние опасаются Сефиляна как радикального элемента, и так как в Армении, в отличие от западных стран, нет закона об экстремизме и радикальных элементах, правящая верхушка предпринимает завуалированные шаги, направленные на ограничение деятельности ветерана войны.

В таком случае возникает вопрос: почему к человеку, не имеющему политического веса, приковано столь большое внимание СМИ, многие из которых пытаются внушить читателю, что это единственный бескомпромиссный политик и единственный оппозиционер президенту Сержу Саргсяну? Учитывая несоответствие этих утверждений реальности, также как и то, что подавляющее большинство СМИ контролируется властью, можно придти к выводу о том, что внимание общества специально сосредотачивается на фигуре Сефиляна и его сторонников для того, чтобы отвлечь граждан от более серьезных политических процессов.

Так, на прошлой неделе произошли два важнейших политических события. Состоялся учредительный съезд новой оппозиционной партии "Консолидация", которую возглавил бывший министр иностранных дел Вардан Осканян. Представители партии, в состав которой вошли бывший Омбудсмен Карен Андреасян, ряд депутатов, ученых, заявили о том, что партия подала заявку на смену власти.

Второе, еще более важное событие - 16 июня представители оппозиции и власти, которые вели в парламенте переговоры по реформам Избирательного кодекса (ИК), подписали заявление о взаимном согласии. Представители власти заявили, что для нахождения решений по четырем из пяти требований оппозиции (*), они готовы созвать внеочередную сессию парламента и внести эти изменения в ИК. Переговоры по пятому пункту будут продолжены. Уступка со стороны властей оппозиции (сделанная видимо под давлением европейских структур) явление беспрецедентное для армянской политической действительности последних 15-18 лет. Ранее власти лишь имитировали готовность к сотрудничеству с оппозицией в вопросе нового ИК, на деле же сопротивлялись любым предложениям оппозиции.

Возможно, именно для того, чтобы отвлечь внимание общества от этой неожиданной уступки и в целом от куда более важных процессов, происходящих в стране, некоторые круги во власти и решили искусственно раздуть факт пока что непонятного плана Сефиляна и его сторонников.

 (*) Оппозиция выдвинула требования из 5 пунктов. Речь идет о борьбе с повторным голосованием посредством видеосъемок и замазывания пальцев чернилами, об особых отметках перед именами отсутствующих из Армении граждан в избирательных списках. Также оппозиция предлагает обсудить вопросы о публикации списков участников выборов и отказа от рейтингового голосования.

21540 просмотров