Вестник Кавказа

Грузинская политическая элита опасается эскалации российско-турецкого конфликта

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Напряженность, возникшая в отношениях России и Турции, вызывает в Грузии неподдельное беспокойство. Грузинские политики и эксперты понимают, что маленькой стране не избежать рисков и потерь в случае, если Москва и Анкара в ближайшее время не достигнут компромисса.

За последние десятилетия Турция для Грузии превратилась в стратегического партнера, в том числе в торгово-экономическом плане. Турция – одна из немногих стран, не относящихся к постсоветскому пространству, куда грузинские граждане могут ездить без виз. Азербайджан, Грузия и Турция осуществили несколько важнейших коммуникационных проектов в сфере энергетики, построив нефте- и газопроводы. Завершается строительство железнодорожной линии, с помощью которой Грузия впервые в истории сможет связаться с железнодорожной сетью Европы через турецкую территорию. "Турецкие Авиалинии" и турецкий лоукостер "Пегасус" перевозят большинство грузинских авиапассажиров в европейские государства.

Одновременно правящая коалиция "Грузинская мечта" пытается наладить отношения с Россией. Ведется диалог в формате Карасин-Абашидзе, благодаря чему значительно снизилась напряженность на грузино-южноосетинской и грузино-абхазской границе. Их в Тбилиси называют "административными", а в Москве, Цхинвали и Сухуми – государственными. В Россию вернулась грузинская сельхозпродукция, а также вино и "Боржоми", которые на богатейшем турецком рынке мало кому интересны.

Неудивительно, что грузинские официальные лица очень осторожно комментируют напряженность в отношениях Москвы и Анкары. Президент, премьер, министр иностранных дел пока вообще воздерживаются от комментариев. Лишь вице-спикер от "Грузинской мечты", Манана Кобахидзе в беседе с журналистами выразила надежду на "мирное урегулирование".

Молчание "главных фигурантов" грузинской политики эксперты склонны объяснять тем, что официальный Тбилиси ждет реакции других региональных игроков.

 

Судя по всему, Тбилиси будет соотносить свою позицию, в первую очередь, с позицией своего ближайшего партнера и союзника – Баку, - сказал в беседе с "Вестником Кавказа" член парламента, бывший посол Грузии при ОБСЕ Виктор Долидзе. - Все серьезные политики и значимые региональные и глобальные игроки сходятся во мнении, что Россия и Турция должны сесть за стол переговоров. Развитие событий по другому сценарию станет катастрофой для всех

 

 

Государственный министр по примирению и гражданскому равноправию (эта должность раньше называлась "госминистр по реинтеграции") Паата Закареишвили согласился прокомментировать "Вестнику Кавказа" ситуацию только через призму, которая непосредственно охватывает его компетенцию. "Нынешняя ситуация в российско-турецких отношениях не настолько осложнилось, чтобы это повлияло на обстановку вокруг Абхазии. Турция явно пытается сейчас "исправить" ситуацию и снизить напряженность. Риторика, звучащая из Анкары, свидетельствует о стремлении к деэскалации", - отметил член Кабинета министров.

Об опасности для Грузии возрастания региональной напряженности в беседе с "Вестником Кавказа" высказался и спецпредставитель грузинского премьера по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе: "Мы заинтересованы в скорейшей разрядке напряженности, чтобы Россия и Турция вместе с международным сообществом сконцентрировались на главной проблеме – борьбе с терроризмом".

Заместитель секретаря Совета национальной безопасности страны Ивлиан Хаиндрава, часто озвучивающий позицию президента Георгия Маргвелашвили по важнейшим вопросам, на этот раз отказался от комментариев, посоветовав обратиться в правительство.

Администрация главы государства хранит полное молчание исходя из того, что согласно действующей конституции, внешнюю и внутреннюю политику определяет правительство, а не президент.

Патриархия грузинской православной церкви ограничилась призывом к "мирному диалогу".

На этом фоне диссонансом прозвучали заявления министра обороны Тинатин Хидашели, которая в очень резких выражениях усомнилась в военном потенциале России. "Разве можно такие провокационные заявления делать в столь напряженной обстановке?, - не скрывал возмущения в беседе с "Вестником Кавказа" ректор Тбилисской дипломатической Академии Иосиф Цинцадзе. - Не приведи господь, если Россия и Турция не договорятся о правилах игры в ближайшие дни, и все это перерастет в нечто худшее. Первой в этом случае пострадает именно Грузия".

Глава департамента службы доходов министерства финансов Хатия Моисцрапишвили сообщила "Вестнику Кавказка" о первом ущербе, который уже понесла Грузия - в результате экономических санкций, введенных Россией, пограничники перестали пропускать через российско-грузинскую границу фуры с турецкими номерами. "В результате возникли огромные трудности с движением грузинского автотранспорта в Россию, потому что сотни фур из Турции простаивают на узкой дороге", - сообщила Моисцрапишвили. Из-за заторов на единственной сухопутной дороге, связывающей Грузию с РФ ежедневный поток машин со скоропортящейся грузинской сельхозпродукцией, экспортируемой в РФ, пропускаемых через КПП "Верхний Ларс", сократился наполовину.

Бывшего руководителя грузинских спецслужб Ираклия Батиашвили больше беспокоят риски, связанные с безопасностью. "Они возрастают в связи с угрозой терроризма, но не меньшую угрозу для Грузии представляет российско-турецкое противостояние", - отметил господин Батиашвили, выразив опасение, что упомянутые им риски "могут распространиться на Северный Кавказ и на Аджарию".

В ходе опроса политических деятелей выяснилось, что если представители правящей коалиции "Грузинская мечта" пытаются соблюсти баланс и нейтралитет, то соратники Михаила Саакашвили по оппозиционной партии "Единое национальное движение" (ЕНД) больше склоны обвинять Россию, чем Турцию. Впрочем, мало кто в Грузии верит, что две столь мощные державы как Россия и Турция с ответственными национальными элитами не смогут договориться и снизить напряженность даже в условиях сохранения противоречий по вопросу Сирии.

"Не дай бог, если ситуация перерастет в нечто худшее. Это станет катастрофой как для Грузии, так и всего мира", - сказал "Вестнику Кавказа" историк Георгий Анчабадзе, напомнив при этом, что на протяжении столетий, в ходе российско-турецких противостояний первой страдала именно Грузия.

29830 просмотров