Вестник Кавказа

Грузинский "летающий танк" «Бора»

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

В Грузии с советских времен осталось несколько важных предприятий «союзного значения», которые до сих пор не теряют свой значимости, позволяя стране претендовать на небольшое, но очень престижное место в мировой индустрии сложных и высокотехнологичных изделий.

Одно из таких предприятий – Тбилисский авиационный завод (раньше он назывался Тбилисский завод № 31 имени Георгия Димитрова), производивший знаменитые штурмовики СУ-25. Многие не знали, что этот боевой самолет, прозванный «летающим танком» и по праву считавшийся лучшим в своем классе, строился именно в Грузии. «Тбилавиастрой» до сих пор остается лидером среди грузинских промышленных предприятий в части наполнения государственного бюджета и создания высокооплачиваемых рабочих мест. А также по квалификации инженерного состава и способности выдвигать креативные идеи по модернизации производства. «Тридцать первый» мог бы в сумбурные 1990-е годы перейти на производство кастрюль, но сумел устоять и сохранить свой потенциал.

На днях стало известно, что руководство завода (предприятие по-прежнему принадлежит государству, хотя были попытки его приватизации) решило модернизировать «летающий танк» и выпустить на его базе многоцелевой самолет Ge-31 «Бора». Фюзеляж и крылья для нового Ge-31 изготовят в Грузии. Что касается систем радиоэлектроники и навигации, их закупят на Западе, как и реактивные двигатели и катапульты. В частности, речь идет о закупках составляющих во Франции, Италии и Великобритании. При необходимости все это будут подгонять под стандарты «Су» уже на месте. Подчеркивается, что новый самолет будет полностью соответствовать стандартам НАТО.

Главный редактор независимого военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили рассказал «Вестнику Кавказа», что переход на западные комплектующие произошел не по вине грузинской стороны: «У завода просто не было иного выхода после того, как примерно в 2008 году Москва наложила полный запрет на экспорт в Грузию любых изделий военного или даже двойного назначения». По словам Аладашвили, запреты на сотрудничество российских предприятий с тбилисским заводом существовали и раньше: «Еще с 1992 года, как только началась война в Абхазии, Москва ограничивала сотрудничество».

Судя по всему, запрет, введенный администрацией президента Ельцина, был связан с тем, что Тбилиси активно использовал СУ-25 в ходе боевых действий в Абхазии. Но эмбарго, введенное в 1992 году, не было полным и всеобъемлющим.

Программа дальнейшей модернизации «СУ» началась в 1999-2000 годах. Новая модификация называлась СУ-25 КМ – "Скорпион". В нее заложили электронику израильской фирмы «Элбит-Системс». Это была передовая аппаратура по сравнению с советскими аналогами, которые использовались раньше. Она настолько уменьшила вес самолета, что инженеры были вынуждены заложить балласт в нос самолета, чтобы сбалансировать вес и обеспечить, говоря техническим сленгом, «центровку». По такому же принципу происходила модернизация нескольких СУ, стоящих сейчас на вооружении грузинской армии. Они называются «Мимино».

Генеральный директор «Тбилавиастроя» Нодар Беридзе заявил, что в новом штурмовике «Бора» будут использованы исключительно детали, произведенное на западе или Израиле. В «Скорпионе» и «Мимино» многое, но не все было западного и израильского производства.

По словам Ираклия Аладашвили СУ-25, впервые взлетевший в 1975 году, до сих пор остается очень востребованным на мировом оружейном рынке. Он активно используется на Ближнем Востоке. Так что, у грузинских производителей есть гарантия выхода на рынки. Тем более что «Бора» уже совершенно новый самолет, хотя и на базе СУ. Но функция остается прежней – «штурмовик».

40145 просмотров