Вестник Кавказа

Иранская проблема России и Турции в Сирии

Al Arabiya

«Все иностранные боевики должны покинуть Сирию. Хезболла должна вернуться в Ливан», - заявил министр иностранных дел Турции Мевлут Чавушоглу 29 декабря. Это было довольно резкое заявление, учитывая то, что Турция отправляла свои войска в Сирию много раз, и за более чем пять лет она установила полуоткрытую пограничную политику для иностранных боевиков, даже для тех, которые отправлялись в Сирию для вступления в ряды ИГИЛ и Аль-Каиды. Реакция Хезболла была предсказуема: «Мы находимся в Сирии не по просьбе Турции, Саудовской Аравии или Соединенных Штатов, мы находимся здесь в рамках нашего сотрудничества с сирийским правительством».

За этим причудливым заявлением Турции можно разглядеть закулисную борьбу за Сирию -  увидев, что США и Европа отошли на второй план, в Анкаре надеются, что так произойдет и с Ираном, позиции которого сегодня не так крепки из-за отсутствия подлинных союзников. Пока Москва могла «уживаться» с иранцами в Сирии, но их нелегкие отношения строятся на антипатии к Соединенным Штатам и страдают от взаимного недоверия.

Тегеран не доверяет бурно развивающемуся российско-турецкому альянсу и боится быть вытесненным из Сирии. Снижение влияния Ирана в Сирии может повысить авторитет России в глазах крупных арабских держав. Россия предпочитает единство, а Иран склоняется к разделению Сирии. Россия хочет восстановить сильное, централизованное, авторитарное государство, а это не соответствует иранским амбициями по созданию негосударственных игроков, которые находились бы под влиянием Ирана и не стремились к созданию мощного сирийского государства.

Турецкая политика в Сирии сильно изменилась. Нельзя сказать, что президент Эрдоган сильно сблизился с сирийским режимом, но он отказался от активной поддержки сирийской вооруженной оппозиции, которая чувствуют себя обманутой после присоединения бывшего покровителя к Москве. Требования Турции также изменились. Страна теперь требует не смены режима, а отказа курдов от их амбиции и вытеснения ИГИЛ, а также пояса безопасности в северной Сирии. 

Башар Асад дал понять, что хочет восстановления полного контроля над Сирией. Однако на данный момент сирийскому режиму не хватает людей, в том числе в армии, так что он вряд ли может позволить себе потерять поддержку иностранных боевиков. Но сможет ли Асад продолжать сотрудничать со всеми покровителями, или же он должен выбрать кого-то одного? Кого он выберет? Россия слишком велика, чтобы игнорировать ее требования, но Иран более агрессивен и не уйдет просто так - было пролито много крови и израсходовано много денег. Сирийский режим зависит от поддержки Тегерана, и даже если режим Асада падет, иранское влияние все равно будет продолжено, но другим путем.

Несколько лет сирийцы ждали, когда Россия и США начнут работать вместе для поиска политического решения кризиса. Теперь они ждут действий от России, Турции и Ирана. Однако противоречия между этими странами могут привести к тому, что «победители» в Сирии не смогут разделить добычу. Сейчас США, Европа и страны Персидского залива ушли на второй план, но в ближайшее время Иран, Хезболлу и другие шиитские группировки будет практически невозможно «выбить» из Сирии. 

23035 просмотров