Вестник Кавказа

Как Иран и Израиль перестали быть партнерами

Ксения Фомина
Как Иран и Израиль перестали быть партнерами
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Один из ближайших советников верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи Мехди Таеб заявил, что евреи вовсю используют магию, чтобы навредить ИРИ, сообщила вчера «Газета.ру» со ссылкой на The Jerusalem Post. «Евреи обладают огромными познаниями и возможностями в области колдовства, ─ объявил Таеб. - Сионисты несут ответственность за все несправедливые санкции против Ирана. Именно еврейские колдуны сделали США орудием в своих руках, с помощью которого добились введения торговых ограничений против Ирана… С помощью черной магии они пытались влиять на итоги выборов президента Ирана в 2009 году, стараясь не допустить избрания Махмуда Ахмадинеджада президентом».

При помощи колдовских практик или без них, но отношения Ирана и Израиля окончательно были испорчены как раз во время прихода к власти в Тегеране Ахмадинеджада.

К концу 1980-х у Ирана появилась насущная потребность в радикализации политики и новой волне революционной риторики, влияние которой на общество начало истощаться, особенно после ирано-иракской войны. Эта война ассоциировалась у населения страны с исламской революцией и новым режимом власти в Иране. Когда стало ясно, что потенциал новой системы, созданной боевыми товарищами аятоллы Хомейни и поддерживавшийся их наследниками, близок к тому, чтобы исчерпать себя, в стране появились политики-реформаторы – вначале Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, затем Сейед Мохаммад Хатами. В результате социально-экономических преобразований и попыток налаживания диалога с Западом руководители страны смогли заговорить о прорыве Ирана к мировому лидерству.

Однако эра исламских прагматиков продлилась лишь до середины первого десятилетия 2000-х. Логическим продолжением реформ в исторической перспективе вполне могла стать трансформация режима, а этого духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи и его окружение допустить не могли – им нужна была реставрация хомейнистского режима. В итоге президентские выборы 2005 года вывели на вершину иранской политики знаковую фигуру Махмуда Ахмадинеджада, на которого можно было возложить реализацию того, чего хотело религиозное руководство страны.

Сразу же после выборов стало очевидно, что на израильском треке политика иранского руководства станет в ближайшей перспективе еще более жесткой. «Я буду стремиться развивать отношения со всеми, кроме Израиля», - заявлял Ахмадинеджад. На научной конференции «Мир без сионизма» в октябре 2005 года процитировав фразу аятоллы Хомейни о том, что сионистский режим должен быть уничтожен, Махмуд Ахмадинеджад заявил, что в Палестине на подходе новая волна ненависти, способная стереть Израиль с лица земли. Такое высказывание президента не было осуждено ни одним представителем высшего руководства страны.

Впоследствии в публичных выступлениях Ахмадинеджад неоднократно подтверждал свою позицию в отношении Израиля. Его заявления состояли как из традиционной риторики – наследия Хомейни, так и из новых элементов. Например, новый президент Ирана быстро понял, что отрицание Катастрофы европейского еврейства – один из наиболее легких и резонансных способов совершать нападки на Израиль. Самой важной особенностью антисионизма Ахмадинеджада стали попытки связать Холокост и проблемы израильско-палестинского взаимодействия. Ревизионизм в отношении Холокоста, до сих пор крайне ограниченно выходивший за пределы научных кругов, теперь стал полноправным элементом международных отношений суверенного государства – Исламской Республики Иран.

Сама идея отрицания Холокоста для Ахмадинеджада носила не только стратегический, но даже в большей степени тактический характер. На этапе своего возникновения в израильском политическом дискурсе целью отрицания Холокоста было отвлечение внимания от иранской ядерной программы, которая на тот момент находилась в фокусе внимания мировой общественности. Иранская пресса тех лет утверждала, что под влиянием такого подхода к проблеме Холокоста Запад готов идти на уступки на переговорах по ядерной программе, пытаясь заставить Иран замолчать.

Крупнейшее мероприятие, организованное иранским Министерством иностранных дел, - международная конференция «Исследование Холокоста: глобальное видение», - была проведена в Тегеране 11-12 декабря 2006 года. К участию было привлечено 67 исследователей из 30 стран. Любопытно, что в Тегеран на эту конференцию была приглашена и группа раввинов, представлявших иудейскую маргинальную группу Наторей Карта, отрицающую право Израиля на существование, а потому имеющую тесные связи с противниками еврейского государства.

Ахмадинеджад не раз предрекал Израилю судьбу Советского Союза. «Где сейчас СССР, что с ним стало? Его никто не стирал с карты и не разрушал извне – это был выбор самого народа», - ответил президент Ирана на вопрос американского журналиста о том, признает ли он Израиль.

Стала заметна и радикализация иранского внешнеполитического курса в отношении Израиля. Вторая ливанская война лета 2006 года и операция «Литой свинец» в Секторе Газа в январе 2009 года показали, что Иран готов поддерживать антиизраильские военные акции в роли подстрекателя. При этом, по официальным заявлениям иранского руководства, истинные цели вмешательства Ирана в эти акции содержали еще один пункт. Махмуд Ахмадинеджад неоднократно давал понять, что считает своевременным придать импульс экспорту исламской революции, утверждая, что она жива до сих пор, и выказывая таким образом претензии на региональное лидерство.

Таким образом, с приходом Ахмадинеджада к власти хрупкое равновесие в ирано-израильских отношениях, периодически склонявшееся к взаимному неприятию, которое существовало при Хашеми-Рафсанджани и Хатами, полностью обрушилось. ИРИ вступила на путь открытой вражды с Израилем, причем враждебность начала выражаться не только в претензиях к настоящей политике Израиля, но и в отрицании Холокоста, что является принципиально важным моментом для Израиля, а также незамедлительно повлияла на внешнеполитический курс ИРИ.
22855 просмотров