Вестник Кавказа

«Карабахнаш»? или ваш?..

Алан Касаев

Действия России по изменению территории сразу двух государств на постсоветском пространстве привели к появлению не только хэштега (мема) «крымнаш», но и к возобновлению всякого рода планов других территориально-государственных изменений.

Первым в ряду ожидающих перемен стоит, естественно, Нагорный Карабах. Вот уже 22 года статус этой территории не соответствует ее де-факто положению. При распаде СССР составлявшие его ранее союзные республики получили международное признание и членство в ООН согласно границам советского времени. По этим нормам (а других, как известно, нет) Нагорный Карабах является частью Азербайджанской Республики. Однако итогом крупномасштабного военного конфликта начала 1990-х годов стало отторжение большей части территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области с провозглашением непризнанного государства Нагорно-Карабахской Республики. Под контролем вооруженных сил этого образования находятся и семь прилегающих районов Азербайджана.

За прошедшие 22 года значительные по внешнему виду усилия международного сообщества в лице ООН, ЕС, ОБСЕ, СНГ и прочая были приложены к разрешению кризиса между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Десятки тысяч человеко-часов переговоров на любом уровне – от наивысшего до молодежного; сотни тысяч газетно-журнальных статей и телепрограмм; миллионы интернет-публикаций и миллиарды кликов (прочтений) в сухом остатке мало к чему привели. Единственным, хотя и многих впечатлявшим, достижением объявлялось все эти два с лишним десятилетия отсутствие полномасштабных военных действий в зоне конфликта. Однако это бесспорное достижение все чаще и чаще игнорируется сторонами конфликта, поскольку естественно ждать не просто отсутствия войны, но и перехода к поствоенному развитию.

Однако вряд ли таковое развитие возможно без разрешения вопроса о принадлежности территорий и о возвращении беженцев. Статус же Нагорного Карабаха не определен. Вернее, чтобы не быть неверно истолкованным, он определен армянской частью его населения как независимое государство. Азербайджанская часть населения Карабаха, изгнанная с территории своего проживания, определяет статус своей родины в составе Азербайджана. Так же точно определяет его Азербайджан официально. Парадоксально, но полностью поддерживающий нынешний статус Нагорного Карабаха официальный Ереван не признает этот статус на двустороннем и на международном уровне. ООН установлены границы Азербайджана образца Азербайджанской ССР 1991 года, и поскольку и Армения, и Азербайджан являются полноправными членами Объединенных наций без всяких изъятий, строго говоря, они взаимно по умолчанию признают границы друг друга…

В середине 2013 года довольно много шума наделало открытое письмо армянского общественного деятеля Зория Балаяна президенту РФ, в котором Балаян просил Владимира Путина …присоединить Нагорный Карабах к Российской Федерации, на основании некоторых международных договоров первой четверти XIX века. Тогда эксперты и на Южном Кавказе, и в России оценили такой призыв как сигнал всерьез заняться проблемами региона, адресованный не только к Москве, но и – по умолчанию – к Вашингтону и Брюсселю…

Вместо присоединения Карабаха Москва занялась присоединением Крыма, но в точном соответствии с логикой балаяновского письма, поставив во главу угла исторические связи и итоги непризнанного международным сообществом референдума. Крым мог и не стать частью РФ, если бы был задействован югоосетинский и абхазский сценарий 2008 года, с образованием независимых и, в отличие от Карабаха, по крайней мере частично признанных государств. Но судя по всему, в Кремле решили, что время непризнанности и даже частичной признанности прошло. То есть в действиях руководства РФ по интеграции Крыма содержится и ясный ответ сторонникам независимого статуса Нагорного Карабаха: непризнанной независимости на постсоветском пространстве быть не должно…

Крымская активность Москвы и кризис в Украине и по поводу Украины активизировали интерес азербайджанской стороны к возможным быстрым и эффективным политическим действиям с участием РФ

Крымская активность Москвы и кризис в Украине и по поводу Украины активизировали интерес азербайджанской стороны к возможным быстрым и эффективным политическим действиям с участием РФ в том числе и в вопросе карабахского урегулирования. То, что такая активность возможна, дал понять заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин на встрече в марте в Москве с сопредседателями Минской группы. На более высоком уровне эта тенденция подтвердилась и во время визита министра Сергея Лаврова в Баку 18 – 19 июня. А поездки и переговоры в столице Азербайджана вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина и затем – спикера российской Госдумы Сергея Нарышкина (главного после Владимира Путина «толкача» расширения Таможенного и Евразийского экономического союзов) подтвердили и укрепили тренд к поиску Россией верных союзников на постсоветском пространстве.

Часто выступающий в роли неофициального «рупора» Кремля лидер ЛДПР и вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский несколько дней назад высоко оценил внутреннюю и внешнюю политику Азербайджана, поставив эту страну в пример другим соседним с Россией государствам, в том числе и по уважительному отношению к русским и к русскому языку. Он предположил даже возможность вхождения Азербайджана в Таможенный союз. Заявления Жириновского вызвали позитивный отклик в Баку. Если рассматривать все эти заявления с точки зрения появления новых тенденций в постсоветской политике России, то они могут свидетельствовать о попытках активизации российской политики на Южном Кавказе в условиях кризиса в отношениях с США и ЕС. А ведь именно эти три стороны являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию вокруг Нагорного Карабаха (ЕС в группе представлена Францией). Деятельность Минской группы неоднократно критиковалась и критикуется за формальность и непоследовательность, за отсутствие конкретных результатов. Кроме того, украинский кризис вообще поставил под сомнение возможность в ближайшие годы для России, США и ЕС продуктивных совместных политических действий где бы то ни было.

В то же время Азербайджан достаточно осторожно ведет себя в отношениях с ЕС

В то же время Азербайджан достаточно осторожно ведет себя в отношениях с ЕС. Достаточно сказать, что эта страна не стала играть активной роли в процессах, связанных с «Восточным партнерством», отложив на неопределенный срок подписание каких-либо документов, формализующих отношения с Европейским союзом. И если осложнение отношений с ЕС соседней Армении никак не сказалось в отрицательном смысле на интенсификации политических и иных связей между Брюсселем и ЕС, а выделяемые для СМИ и НПО Армении европейские средства только возросли, то в Баку последнее время явно демонстрируют более благожелательное отношение к Москве, нежели к Брюсселю. И это понятно.

Экономическое сотрудничество с Азербайджаном для любого государства или межгосударственного объединения ныне абсолютно объективно рассматривается как обоюдовыгодное. Страна не просит односторонней финансово-экономической помощи, давно не является лишь поставщиком рабочей силы и просителем кредитов в давно «убитые» производства советского периода. Поставки газа из Азербайджана в РФ стабильно возрастают и не подвержены политической конъюнктуре. ГНКАР продлила договор с «Транснефтью» по прокачке азербайджанской нефти по трубопроводу Баку- Новороссийск. Кроме того, с этого года ЛУКОЙЛ начал танкерами доставлять российскую нефть из порта Махачкалы в Баку, откуда углеводороды отправляется по трубопроводу Баку- Тбилиси- Джейхан покупателю. На этой солидной основе возможны и более глубокие политические отношения, справедливо полагают в Москве.

Вряд ли тем не менее следует ожидать быстрых решений территориальных споров на Южном Кавказе. Слишком много рисков здесь, на порядок превышающих «крымские» по своим последствиям для многих стран и народов. Но отход от закостеневшего порядка урегулирования, в котором слишком много формализма и слишком мало реального движения, в сторону поиска более энергичных и справедливых решений сегодня более вероятен чем когда бы то ни было за прошедшие двадцать два года.

14780 просмотров