Вестник Кавказа

«Карабахская бомба» для России

Михаил Беляев

Азербайджанские истребители подняты по тревоге в небо, боевая техника стягивается к прифронтовой зоне. Министр обороны Закир Гасанов, прервав свой отпуск, срочно вернулся в страну и отправился прямиком на передовую. Боевые столкновения с армянскими войсками вдоль линии фронта приняли настолько угрожающий характер, что все чаще звучат опасения о перерастании ситуации в полномасштабную войну.

В последние дни было распространено огромное количество дезинформации, впоследствии не получившей никакого подтверждения – к примеру, что Азербайджан начал применять «Грады» при обстреле армянских укреплений, или же об эвакуации азербайджанского населения из прифронтовых сел и десятках убитых с обеих сторон. Чего стоит один репортаж армянского телевидения про местного «Рэмбо», простого срочника, голыми руками раскидавшего гору вооруженных до зубов азербайджанских спецназовцев, а потом утащившего на себе, будучи тяжело раненым, пару захваченных у врага трофейных гранатометов израильского производства.

Учитывая традиционно пропагандистский характер сообщений в СМИ любых воюющих стран, достоверность подобной информации вызывает большие сомнения. Остается полагаться лишь на официальную статистику. Согласно же данным, подтвержденным министерствами обороны двух стран, за последние пять дней азербайджанская сторона потеряла 12 солдат, а армянская 5 солдат убитыми. Во время обстрела азербайджанских позиций 3 августа была также ранена 9-классница селя Гёялли Кедабекского района Тагиева Шалаля.
Так что же могло спровоцировать обострение на передовой – самое серьезное с момента заключения договора о прекращении огня в 1994 году? Существуют самые разные мнения, которые мы постараемся осветить в этой статье.

Итак, есть «техническая» версия: взаимные перестрелки и акты возмездия носят перманентный характер, и нынешний всплеск боевой активности в этом смысле закономерен, в нем не стоит искать глубокого подтекста. Но против подобной аргументации говорит то, что интенсивные обстрелы и взаимные диверсии не останавливаются уже на протяжении почти недели. О серьезности ситуации свидетельствует и внутренняя передислокация боевой техники и личного состава обеих сторон. Значит, речь идет все же о системном нарастании напряженности вдоль всей линии фронта.

Азербайджанские гражданские активисты, вскормленные на западных грантах, ищут причины во внутриполитической ситуации в стране. Они убеждены, что, азербайджанское правительство, с целью оправдания очередной «зачистки» против агентов влияния Запада у себя в стране, решило отвлечь внимание общественности активными боевыми действиями на фронте. Эта версия кажется, мягко говоря, притянутой за уши. Во-первых, судьба арестованной за уклонение от налогов, незаконное предпринимательство и шпионаж активистки Лейлы Юнус или же мало кому известного «певца за демократию» Расула Джафарова абсолютно не волнует широкие массы в Азербайджане. С таким же успехом можно утверждать, что Россия включила в свой состав Крым, чтобы отвлечь внимание общественности от ареста голландских активистов «Гринпис» или же решило заглушить вопли девиц из «Пусси Райот». Во-вторых, азербайджанское правительство и без того крепко стоит на ногах, давно перестало обращать внимание на критику Запада, и чувствует себя, вообще, более, чем уверенно. Потому игра с огнем на фронте ему ни к чему - из-за пары гражданских активистов подобная игра не стоит свеч.

Другая версия, распространителями которой являются, в первую очередь, «мэйнстримовые» издания Армении, сводится к тому, что Азербайджан решил спровоцировать военную операцию в Карабахе, пока Россия отвлечена боевыми действиями на востоке Украины. Впрочем, это тоже довольно сомнительная опция для Баку. Во-первых, с прошлогоднего визита Владимира Путина в Азербайджане наблюдается последовательное укрепление российско-азербайджанских отношений, сопровождаемое невиданной интенсификацией контактов на правительственном уровне. Госнефтекомпания АР создает с «Роснефтью» СП для реализации совместных энергетических проектов в России, Азербайджане и третьих странах, восстановлено действие трубопровода Баку-Новороссийск. В то время как эмиссары Москвы принимаются в Баку на высшем уровне, а государство оказывает поддержку русскому языку и функционированию в стране российских вузов, западные институты влияния последовательно выдавливаются из страны. Во-вторых, азербайджанские военные стратеги отлично понимают, что российская армия в состоянии обеспечить свое присутствие одновременно в двух локальных конфликтах и даже ограниченная вовлеченность в украинский конфликт для РФ не стала бы для этого помехой. В-третьих, если бы Азербайджан решил действовать по такому сценарию, то он бы предварительно заручился поддержкой Запада, как это сделала Грузия в 2008 году или же сейчас Украина. Но президент Алиев, в отличие от Саакашвили и Порошенко, не является ставленником Запада, и не пришел к власти на гребне «оранжевой революции» или «евромайдана». Наоборот, он жестко пресек «цветные» политические движения в стране, отказался от ассоциации с ЕС и вполне ясно дал понять, что в вопросе возвращения оккупированных территорий под свою юрисдикцию на Брюссель или Вашингтон положиться не собирается. Одним словом, Ильхам Алиев явно не склонен к политическим авантюрам в духе Михаила Саакашвили.

Есть еще одна версия, озвучиваемая армянскими политологами из лагеря оппозиционных «западников», в частности, Ричардом Киракосяном. В одном из своих недавних интервью он пишет: «В настоящее время опасность представляет то, что Россия может спровоцировать напряжение в зоне нагорно-карабахского конфликта, и это может привести к тому, что Россия захочет разместить миротворческие силы в Карабахе. Это будет неприемлемо, как для Армении, так и для Карабаха». Далее, Киракосян сетует на то, что Россия продает современное оружие Азербайджану, а также жалуется на российских чиновников, открыто заявляющих, что действие ОДКБ не распространяется на Нагорный Карабах. То есть, согласно такой трактовке, Россия – этой «серый кардинал», шантажирующий Ереван, который, в силу своего скрытого желания слиться с Европой, ныне всячески затягивает свое вступление в «путинский» Евразийский Союз. Одним из методов подобного давления может быть и активизация боевых действий в Карабахе, на которые Азербайджан получает «карт-бланш» со стороны Кремля.

На самом деле, выжидательная позиция Армении на фоне геополитической схватки России с Западом не могла остаться незамеченной в Москве, против которой по требованию США вводятся все более жесткие санкции. Откладывающееся «по техническим причинам» вступление Армении в Евразийский союз оставляет ей гипотетическую возможность сделать позже политическую рокировку, все же подписав с Евросоюзом так и повисший в воздухе договор об ассоциации. Ведь держать «запасной аэродром» в Европе - всегда полезно. Но достаточно ли веское это основание для Москвы, чтобы начинать обострение в зоне карабахского конфликта? И, если это так, то ради чего Баку стал бы подыгрывать российским партнерам в подобной партии, жертвуя жизнями своих солдат? Наличие скрытых договоренностей между Баку и Москвой исключать нельзя, и поэтому такой сценарий нельзя однозначно отметать.

Также вполне возможно, что эскалация напряженности спровоцирована армянской стороной, как утверждают азербайджанские военные. Нельзя исключать, что боевое столкновение в ночь на 1 августа, жертвами которого стали девять азербайджанских солдат, было призвано спровоцировать Азербайджан на жесткий ответ. Ответ, который перейдет в череду взаимных карательных операций, и, в конечном счете, приведет к проведению полноценной военной операции против сепаратистского режима и Армении. Тем самым, Ереван, спровоцировав российское вмешательство в конфликт, может эффективно и своевременно заблокировать азербайджано-российское сближение, потенциально представляющее угрозу армянским интересам в Карабахе. Ведь без ответа убийство своих военнослужащих Баку оставить не может – это удар, в первую очередь, по имиджу государства и его правящей элиты.

Учитывая важность и эмоциональность карабахской тематики для всех азербайджанцев, подобная ставка на «ответ» сыграет стопроцентно. Развязывание войны между единственными оставшимися у России партнерами на Южном Кавказе также вполне укладывается в логику действий Запада, заинтересованного в поддержании очагов нестабильности в российском подбрюшье. Не стоит забывать о том, что государство Армения также в значительной степени зависимо от многочисленной и прекрасно структурированной армянской диаспоры на Западе – в первую очередь, во Франции и США. По странному совпадению, именно эти два облюбованных армянской диаспорой государства являются, наряду с Россией, сопредседателями в МГ ОБСЕ.

Очевидно, что самой России возобновление активных боевых действий в Нагорном Карабахе и прилегающих оккупированных районах Азербайджана, с точки зрения ее объективных геополитических интересов, не нужно. Кремль до сих пор вполне устраивал и вариант, при котором у него в союзниках числятся как обнищавшая в результате конфликта и крайне зависимая блокадная Армения, так и финансово состоятельный, но оккупированный на одну пятую своей территории Азербайджан. И поэтому причина резкой активизации дипломатических усилий Москвы, следствием которой стала наспех подготовленная встреча президентов Азербайджана и Армении в Сочи 8 августа, объяснима. Россия попытается предотвратить возобновление военных действий между своими союзниками.

Нынешняя ситуация на армяно-азербайджанском фронте в очередной раз свидетельствует о том, что безотлагательное и долгосрочное обезвреживание «карабахской бомбы», рискующей взорваться в любую минуту – вопрос национального интереса России. Ведь, когда она рванет, Москва окажется перед крайне сложным и болезненным выбором между Ереваном и Баку, с которыми ее связывают тесные политические связи. Подобное развитие событий стало бы очередным ударом по позициям России на Кавказе после филигранно отыгранной Западом партии в Грузии. Суждено ли сбыться этому сценарию, будет зависеть и от результатов грядущей трехсторонней встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Сочи.

22050 просмотров