Вестник Кавказа

Кланы и тарикаты в Чечне -3

Алексей Балашов

Традиционное чеченское общество переживает сейчас сложный процесс интеграции в сложившиеся в XX-XXI веках межнациональные и общественные процессы. Трансформации, зачастую проходящие под серьезным влиянием извне, неизбежно разрушают и оставляют в прошлом исторические формы существования чеченского народа, его интереснейшие внутренние связи. "Вестник Кавказа" рассказывает о некоторых особенностях организации чеченского (шире – вайнахского) общества, которые неизбежно будут потеряны в наступившем веке.

Продолжение. Начало см. Кланы и тарикаты в Чечне -1
Исследователи отмечают, что именно та степень исламизации, которую претерпели чеченские тейпы, сформировала их правовую систему (соотношение между шариатом и адатами). При этом шариату так и не удалось до конца преодолеть обычное право вайнахов.

Так, при отсутствии государства и права в общепринятом смысле у вайнахов сформировались их альтернативные проекты-аналоги, образующие в своей совокупности политико-правовую систему, которую, с известными оговорками, можно назвать этно-национальной государственностью на основе адатно-шариатского права.
Развиваясь параллельно и испытывая внешнее влияние, в конце XX века эти два вертикали подошли к неизбежному конфликту. Курс на строительство независимого религиозного (исламского) государства нашел свое экстремальное выражение в стратегии ваххабитов (влияние саудитов), в которой ни в каких формах не оставалось места для национальной чеченской кровнородственной и религиозной специфики ("чистый ислам" не разбирает народов и не признает другой идентичности, кроме исламской, которые часто считаются пережитком варварства и язычеством).

С другой стороны, политика усиления автохтонных этно-социальных и этно-религиозных субъектов привела к активизации ряда глав и старейшин тейпов, устазов и прочих моральных авторитетов по защите этнонацио-нального вайнахского правосознания и менталитета от его фактического уничтожения в вихре постсоветских российских реформ.

У вайнахских народов в их историческом развитии сложилась особая политико-правовая ментальность, которая не может быть сведена к локальному феномену первобытнообщинной формации, так как чеченцы и ингуши всегда сохраняли верность своей альтернативной форме государственности. Даже после многочисленных попыток привить вайнахам стандартное российское бюрократическое устройство они оставались практически целиком внутри своих собственных иерархических структур и этно-религиозных механизмов.

Однако причины другого характера – демография и экономика – заставляют чеченцев и ингушей расселяться на ранее никогда не занимаемые ими территории, переезжать на север в Среднюю Россию, в большие города. Безработица, интернет и культура постмодерна проникают и в самые заповедные уголки Северного Кавказа.
Сегодня исследователи вайнахских народов предметно изучают сохраняющиеся обычаи и организацию чеченского и ингушского обществ. Остается надеяться, что вайнахи и сейчас сумеют сохранить свою самобытную культуру, традиции и возможные, наверное, только на Кавказе межличностные отношения.

15815 просмотров