Вестник Кавказа

Ключ к Украине лежит в Сирии?

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"

Сирийский кризис и война с ИГИЛ, в результате которых сотни тысяч беженцев с Ближнего Востока наводнили Евросоюз, вынуждает европейских политиков пересмотреть отношения с Россией. Возможно, даже за счет Украины, геополитическая борьба за которую обусловила острый кризис в отношениях между Западом и РФ. Еще недавно подобное мнение в своей недавней статье высказал один из вхожих в немецкие правительственные круги экспертов мозгового центра DGAP, Штефан Майстер. Напомним, что, по мнению эксперта, возросшая российская военная активность в Сирии - шаг, который поможет усилить переговорные позиции России в торге с Западом, в том числе, и по украинскому вопросу.   

Последовавшее 25 сентября заявление министра экономики ФРГ, лидера немецких социал-демократов Зигмара Габриэля, наводит на мысль, что Майстер в своей аналитике оказался недалек от истины. Как передает издание Die Zeit, Габриэль, комментируя сложившуюся в Сирии ситуацию, предложил отменить санкции, введенные против России. «Мы должны будем изменить свое отношение к России», - заявил Габриэль. «Вполне очевидно, что нельзя, с одной стороны, на протяжении продолжительного времени применять санкции, и, с другой стороны, просить о сотрудничестве». По мнению германского министра, «другие, более хорошие отношения» с Россией могут начаться со строительства второго газопровода, а их логичным завершением стала бы отмена санкционного режима. «Украинский конфликт не может настолько сильно вредить отношению Германии, Европы и США по отношению к России, чтобы потерять ее как партнера в Сирии», - считает политик. 

Далее, Габриэль отметил, что, если Россия усилит свои военные акции в Сирии, то конфликт разрастется, обращая в бегство еще большее число людей. Die Zeit подчеркивает, что Габриэль косвенно высказался за отмену антироссийских санкций без увязки к исполнению Минских соглашений. Также очевидно, что под «строительством второй трубы» немецкий министр имел в виду газопровод в обход украинской территории - перспектива для Киева не самая радужная, к тому же, если с подобным предложением выступает союзник в лице официального Берлина. 
Но само немецкое правительство, созданное на коалиционной основе, как известно, также не монолитно. Социал-демократы, представленные в правительстве такими яркими фигурами, как Зигмар Габриэль и Франк-Вальтер Штайнмайер, следуя традициям Ostpolitik, настроены на конструктивный диалог с Москвой. В то же время, возглавляемая Ангелой Меркель партия ХДС выступают за более активное развитие трансатлантического вектора во внешней политики. Как будет ситуация развиваться дальше - предсказать довольно сложно, однако уже сейчас очевидно, что кризис, вызванный наплывом беженцев, вновь обнажил линии разлома внутри немецкого политического истеблишмента. И, если Москве удастся тонко сыграть на внутриевропейских противоречиях и ближневосточном кризисе, то у нее появятся реальные шансы добиться де-изоляции при одновременном сохранении сильных позиций в переговорах по Украине. 
Впрочем, не стоит забывать, что, если санкции в отношении России будут отменены столь явно без учета интересов Киева, то имидж нынешнего украинского правительства, так и ЕС в глазах рядовых украинцев, и без того разочарованных социальной политикой властей, серьезно пострадает. Это неизбежно оттолкнет Украину в сторону восстановления баланса между Россией и Западом, что вернет РФ и Запад к исходной геополитической ситуации до "Евромайдана" и поставит вопрос о целесообразности данного проекта Запада. Более того, если Берлин отменит санкции против РФ без подвижек в украинском вопросе, то возникнет логичный вопрос - для чего санкции вообще вводились? Отмена антироссийских санкций стала бы, с одной стороны, признанием несостоятельности политической линии, изначально выбранной Берлином и Брюсселем по отношению к РФ и, с другой стороны, неспособностью политиков "Евромайдана" защитить национальные интересы Украины. Так что, если в Европе и будет принято политическое решение по восстановлению полноценных отношений с Москвой, то необходимо будет приложить немало усилий, чтобы "сохранить лицо". И без кропотливых переговоров с Украиной и, возможно, преференций символического и финансового характера здесь явно будет не обойтись.
 

19395 просмотров