Вестник Кавказа

Кто будет управлять армянской системой ПВО?

Сусанна Петросян, Ереван

30 июня армянский парламент подавляющем большинством голосов – 101 «за» - ратифицировал «Соглашение  между Арменией и Россией о создании объединенной региональной системы ПВО в Кавказском регионе», подписанное 23 декабря 2015 года в Москве. В этом вопросе  политические силы Армении проявили редкое для них единодушие. «За»  ратификацию соглашения, кроме правящей Республиканской партии Армении и коалиционной АРФД, проголосовали все оппозиционные парламентские силы,  за исключением небольшой и маловлиятельной прозападной фракции «Наследие»/«Свободные демократы» и нескольких ее спутников.

Итоги голосования в парламенте подвели политическую черту под дискуссией, развернувшейся несколько недель назад в прессе и в экспертном сообществе о целесообразности создания подобной системы. Обсуждение соглашения сопровождалось акцией протеста, организованной инициативой «Мы хозяева нашей страны».

Противники создания объединенной системы ПВО утверждают, что  этот шаг предполагает сдачу очередной части суверенитета, поскольку ПВО Армении может принимать решение и осуществлять защиту, если получит разрешение со стороны России.

Однако как представители оборонного ведомства, так и ряд военных экспертов утверждают, что соглашение не ограничивает возможности управления Арменией своей системой ПВО, так как предусматривает сохранение внутренней самостоятельности армянских ПВО. Рамки соглашения также позволяют Армении использовать технические возможности и  ресурсы противовоздушной обороны России, в том числе, средства поражения, летательные аппараты, а также возможность применения истребительной авиации. «Объединенная система еще больше повысит уровень ПВО Армении.  В  случае посягательства на Армению мы сможем обеспечить  нашу безопасность за счет привлечения дополнительных ресурсов", - говорит замминистра обороны Ара Назарян.  Он  также отметил, что соглашение не ограничивает использование ПВО Армении для защиты  Нагорного Карабаха (НК).

Некоторые оппозиционеры и представители НПО недовольны тем, что объединенная система ПВО не включает в зону ответственности Нагорный Карабах.  Однако Россия не признает независимость Карабаха и как сопредседатель Минской группы ОБСЕ должна сохранять нейтралитет. Если Россия возьмет на себя ответственность за защиту карабахского неба, значит, она должна быть исключена из Минской группы.

Противники соглашения  полагают, что создание объединенной системы ПВО стало ответом России на размещение ПРО НАТО в Румынии, и это обстоятельство делает Армению мишенью для НАТО. Однако специалисты считают, что РФ, чьи радиолокационные станции в состоянии просматривать территорию вплоть до южного полюса, не нуждается в технических возможностях объединенной системы ПВО на Кавказе. То есть, система создана не против НАТО, а с целью укрепления влияния России на Южном Кавказе.

Помимо расширения ресурсной и информационной базы,  новая система даст Еревану возможность скоординированной работы  армянской ПВО с российской базой в Гюмри. Но главным остается вопрос безопасности. Сегодня Армения имеет трехуровневую систему безопасности, в основе которой лежат три документа:

1. Договор от 1997 года "О дружбе и сотрудничестве", согласно которому Россия обеспечивает безопасность Армении.

2. Договор о российской базе, дислоцированной в Армении, где сказано что агрессия против Армении считается агрессией против России. Москва берет на себя обязательство по обеспечению безопасности Армении и обеспечению ее современной военной техникой.

3. Договор "О коллективной безопасности ОДКБ".

Таким образом, новое соглашение об объединенной с Россией ПВО стало очередным шагом в вопросе повышения безопасности, что усиливает военно-политические позиции Армении в регионе.

18485 просмотров