Вестник Кавказа

Нагорный Карабах: бомба замедленного действия на Кавказе?

Euronews

На днях с разрешения Баку на оккупированных азербайджанских территориях побывала съемочная группа Euronews. Как заявили в МИД Азербайджана, "несмотря на допущенные искажения и ошибки в передаче, в ней отражены положение гражданского населения, проживающего вблизи линии соприкосновения войск, и взгляды азербайджанской общины Нагорно-Карабахского региона Азербайджана на конфликт. К сожалению, в передаче не отведено место позиции вынужденных переселенцев, переживших Ходжалинский геноцид, хотя журналист канала встречался с ними". В Баку подчеркнули, что в процессе подготовки этой программы журналист и оператор Euronews обратились в МИД Азербайджана с официальным письмом, в котором указали, что с уважением относятся к территориальной целостности и суверенитету страны в рамках международно признанных границ, а также к законам и порядкам. В письме журналисты также отметили, что их желание посетить оккупированные Арменией территории Азербайджана не служит поощрению какой-либо формы сепаратизма или пропаганде незаконного режима, созданного на азербайджанских территориях.

За последние месяцы на основании разрешения Азербайджана его оккупированные территории посетили представители ряда международных СМИ, в частности Aljazeera Arabic, Общественного телевидения Польши, Украины. В Баку надеются, что объективное освещение ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта позволит отделить оккупантов от людей, которые борются за восстановление территориальной целостности своей страны, а международному сообществу понять, что именно армянские Вооруженные силы при поддержке националистически настроенных добровольцев, в том числе из диаспоры, захватили часть территории соседнего государства. Итогом политики, проводимой на захваченных территориях, стало изгнание оттуда не только азербайджанского населения, но представителей других неармянских национальностей. Причем речь идет не только о территории Нагорного Карабаха, но еще и о семи азербайджанских районов, прилегающих к нему. Сегодня около миллиона азербайджанцев не могут вернуться к родным очагам, а в Армении за счет выселения других народов образована мононациональная республика, что многие наблюдатели расценивают не иначе как фашизм.

"Вестник Кавказа" предлагает читателям ознакомиться с сюжетом, прошедшем в эфире Euronews.

В апреле этого года боевые действия между войсками самопровозглашенного Нагорного Карабаха и азербайджанской армии возобновили конфликт, который был заморожен в течение более 20 лет. На армянской стороне линии фронта многим солдатам, с которыми встретились корреспонденты Euronews, едва ли 20 лет. Но некоторые из них уже пережили войну.

Еще в советские времена этот регион Азербайджана, населенной преимущественно армянами, провозгласил независимость. Началась война, в результате которой более 25 тысяч человек погибло, а около миллиона азербайджанцев стали вынужденными переселенцами.

В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, но до сих пор Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - 20 процентов территории Азербайджана - находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.

С тех пор столкновения вспыхивали неоднократно. Мы посетили область к северу от так называемой линии соприкосновения, где в апреле велись тяжелые бои. Мир был восстановлен, но он все еще хрупок.

На передовой находится армянское село Талыш, символ войны 1990-х годов. Прошлой весной оно снова было полностью разрушено, а все жители эвакуированы. Один из них, Гарик Оганян, вернулся на поле боя, чтобы показать нам то, что осталось от его дома. На полу повсюду обломки, а само здание сильно повреждено. "Это мой дом. Я строил его в течение 20 лет. Девять человек жили в этом доме, девять. Посмотрите, от него ничего не осталось. Всё разрушено. Я не знаю, что делать", - говорит Гарик Оганян. Он нашел убежище в соседнем селе, у родственников своей жены, где теперь живет со своей матерью, женой и пятью детьми. Условия жизни тяжелые, но они боятся возвращаться в свою деревню. "Мой сын погиб на первой войне, и теперь я получаю за него пенсию. Теперь у меня только один сын, у которого пятеро детей. Что мы собираемся делать? У нас нет ни дома, ни работы, и мы застряли здесь", - рассказывает, рыдая, мать Гарика Амалия Оганян. "С тех пор как мы впервые покинули деревню в 1992 году, мы ждем, что начнется новая война. Здесь всегда идут перестрелки. Но все, чего мы хотим, это мирное урегулирование", - добавил ее сын.

Мы хотели перейти на другую сторону линии фронта в Азербайджан. Но туда невозможно было попасть напрямую. Транспортные маршруты между Нагорным Карабахом и Азербайджаном отрезаны. Всего около 15 километров по прямой отделяют села Талыш от Тертерского района, где мы должны были встретиться с азербайджанской армией. Но пришлось ехать в Ереван, а затем лететь в Грузию - это единственный способ добраться до Баку, столицы Азербайджана, откуда моджно добраться до линии фронта с азербайджанской стороны.

Здесь солдаты тоже в состоянии боевой готовности. Армянские войска находятся менее, чем в ста метрах. "У вас есть 30 секунд, чтобы осмотреться, снять и уйти", - говорит наш переводчик, передавая поручения азербайджанских военных.

С одного из холмов, отвоеванных у армян прошлой весной, хорошо видно село Талыш.

Азербайджанская сторона обвиняет Армению в развязывании боевых действий в апреле. "Из-за этого и произошли столкновения - были провокации со стороны противника. В результате наша армия открыла ответный огонь и оттеснила противника. Наша армия профессиональная, компетентная и мощная. Как говорит наш главнокомандующий, мы никогда не отдадим ни одного участка нашей территории врагу", - сказал полковник Валех Раджабов.

Мы направляемся к ближайшей азербайджанской деревне Тапкаракоюнлу. В апреле там не было жертв среди гражданского населения, но ущерб был значительным. Сейчас жители смогли быстро вернуться домой; и государство финансирует восстановление села. "Мы находимся в одном из домов, который был полностью разрушен в апреле. Более 200 домов были повреждены, но спустя три месяца, почти все отремонтировано. Этот дом был разрушен двумя ракетами "Гранд", - передает корреспондент.

В советское время между селами было тесное взаимодействие. Фундамент дома, который мы посетили, был построен армянами. Но сегодня общины глубоко разделены. "Наш источник воды находится на другой стороне, так, где армянские позиции. Мы ходим туда ночью, чтобы они нас не видели. Многие люди были убиты, когда они набирали воду", - сказал житель Тапкаракоюнлу, Насреддин Мустафаев.

"Единственное решение нагорно-карабахской проблемы - это война до тех пор, пока армяне не будут готовы пойти на компромисс. Мы должны освободить нашу землю войной, для меня нет никакого другого пути", - считает житель села Фаик Мустафаев.

После апрельского противостояния переговоры возобновились под эгидой Минской группы ОБСЕ во главе с Россией, США и Францией, но они не дали убедительных результатов. Международное сообщество не признает ни независимость самопровозглашенной республики, ни ее институты в Степанакерте (Ханкенди, азерб.).

"Мы считаем, что должны вернуть стороны карабахского конфликта за стол переговоров. Дважды, в 1991-ом и в 2006 году народ Нагорного Карабаха проголосовал за независимость этой республики. Решение народа Нагорного Карабаха, результаты их голосования должны быть приняты во внимание и стать краеугольным камнем любого дальнейшего урегулирования", -  сказал нам министр иностранных дел самопровозглашенной республики Карен Мирзоян.

Не имея международного признания, небольшой анклав изо всех сил пытается развивать свою экономику и привлекать инвесторов. Он опирается на финансовую поддержку Еревана и армянских общин по всему миру. Сельское хозяйство остается главным ресурсом этой плодородной области.

Мы направляемся в продуктовой компании в Нагорном Карабахе Artash Fruit, 85% продукции которой отправляется на экспорт. Чтобы обойти политические препятствия, местные предприятия попадают на зарубежные рынки с помощью совместных предприятий с армянскими компаниями. "Поскольку Карабах не признан, мы не можем экспортировать нашу продукцию непосредственно на международном рынке. Это заставляет нас искать партнеров, благодаря которым мы можем экспортировать", - говорит директор компании Армен Цатурян, который отказался говорить странах-импортерах. 

"Почему нет? Из-за политики?", - спрашиваем мы.

"Да. И из-за моих деловых партнеров", - отвечает он.

Страны-импортеры официально не признают Нагорный Карабах. Адрес, напечатанный на упаковке компании, находится в Армении. Но название фирмы четко указывает происхождение продукта - "Арцах" для армян означает Нагорный Карабах.

Карен и его жена не могут оставить Нагорный Карабах, землю своих предков. Война в апреле возродила все болезненные воспоминания, когда они увидели, как их сын уходит на фронт. "Единственное хорошее решение - это признание нашей независимости Азербайджаном. Они должны сказать "живите, как хотите", что мы и будем делать.  Тогда мы могли бы стать ближе, но уже как два независимых государства. Без такого признания, сложившаяся ситуация может длиться гораздо дольше, сто, двести лет, и мы будем продолжать жить под давлением, не понимая друг друга", - добавил Карен.

Но признание независимости Нагорного Карабаха немыслимо для Баку, который максимум может согласиться предоставить Карабаху значительную автономию, а также требовать, чтобы азербайджанские беженцы вернулись домой. Решение в любом случае должно быть мирным, говорит  представитель парламента Азербайджана. "В интересах Азербайджана восстановить свои незаконно оккупированные территории путем мирных переговоров. Но 20% азербайджанской земли находится в оккупации. Конечно, независимый Азербайджан никогда не примет эту оккупацию. Эта земля должна быть возвращена", - сказал нам Ровшан Рзаев.

Мы направляемся в Кузанлы в Агдамском районе - одну из территорий, граничащих с Нагорным Карабахом и перешедших под армянский контроль после конфликта 1990-х годов "для снижения риска наступления Азербайджана". Менее четверти Агдамского района остается под контролем Азербайджана. Около 50 тысяч азербайджанцев, перемещенных из Нагорного Карабаха, живут здесь. Они составляют более половины местного населения. Это значительная нагрузка на разрушенную экономику региона. Уровень безработицы крайне высокий, особенно среди беженцев, которые зависят от государственной помощи. "Здесь нет заводов, нет промышленности, потому что это зона повышенного риска. Ни одна компания не хочет инвестировать сюда", - говорит заместитель главы Агдамского района Ага Зейланов.

Бежавшие сюда в 1993 году Эльдар Ахмедов и его жена Мазали воспитывали своих детей здесь. Их мечта вернуться на родину. Их горе безутешно, так как один из их сыновей, солдат, был убит в бою два года назад. "Если наша земля будет освобождена, тогда смерть наших солдат будет не бесцельной. Наша земля пропитана кровью мучеников. Если наша земля будет освобождена, их души будут освобождены. Они не погибли напрасно", - сказал Эльдар.

"Я только хочу, чтобы дети оставались живыми и невредимыми", - добавила его жена Мазали.

В Степанакерте (Ханкенди, азерб.), центр TUMO старается дать подросткам из Нагорного Карабаха шанс найти свое место жизни. Бесплатные занятия в кабинетах, оборудованных высокотехнологичными приборами, помогают им познакомиться с творчеством. Самвел Саркисян, один из студентов центра, потерял на войне дядю. Эта была потеря, которая вдохновила его на первый проект - фотовыставку, посвященную повседневной жизни армянских солдат на линии фронта. "Я бы хотел, чтобы общество увидело нашу силу, наш дух, глядя на эти фотографии.  Я видел плохое, но я решил показать хорошее", - сказал он.

По обе стороны от линии фронта призрак войны глубоко укоренился в сознании детей нагорно-карабахского конфликта. В Агдамском районе Азербайджана футбольный матч был посвящен командиру, который погиб в бою. Азербайджанские солдаты играют против гражданских лиц из семей вынужденных переселенцев. Для жителя Кузанлы Шунасиба Едилли и его друзей это привычное сосуществование. "Нам всегда нужны солдаты. Без них мы не можем жить здесь спокойно, - говорит он. - Я уверен, что наши территории будут освобождены, и наши солдаты всегда будут защищать нас. Они всегда будут на нашей стороне. Они наша гордость".

Фото из зоны карабахского конфликта, использованные в материале, не являются прямыми иллюстрациями к сюжету Euronews, они лишь отражают атмосферу, царящую на оккупированных территориях.

29380 просмотров