Вестник Кавказа

Наследство киллера армянской экономики

Сусанна Петросян, Ереван
Наследство киллера армянской экономики
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

13 апреля исполнился год со дня назначения на должность премьера Овика Абрамяна, до этого занимавшего пост спикера Национального cобрания (НС). После отставки правительства Тиграна Саркисяна премьер Абрамян заявил о необходимости создания равных условий для предпринимательства и сокращении "тени" в экономике. Однако новое правительство предоставило налоговые льготы лишь нескольким компаниям, владельцы которых считаются приближенными властей. Среди этих компаний фирма "АНГ", связанная с именем известного олигарха, депутата НС от правящей Республиканской партии Армении Самвела Алексаняна, фирма "Армянский урожай", деятельность которой армянские СМИ связывают с именем советника президента Арама Гарибяна и его брата Абела.

Премьер Абрамян поручил контролировать процесс обеспечения равных условий для конкуренции одному из наиболее одиозных чиновников - Гагику Хачатряну. Последний, согласно сведениям армянских и российских СМИ, через подставных лиц владеет большим числом магазинов, кафе и предприятий. Кроме того, с начала этого года по линии доходов бюджет не досчитался порядка 8 млрд драмов (1 доллар = 477 драмам).

Одним из первых обещаний Абрамяна стало заявление о необходимости создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ). Летом 2014 правительство представило в НС законопроект об изменениях в закон "О налоге с оборота", который получил одобрение парламента во главе с правящим большинством. Закон предусматривает для МСБ снижение налога с оборота с 3,5% до 1%. Однако на деле новый порядок еще больше осложняет положение МСБ и создает препятствия для его развития, поскольку направлен на увеличение налоговых объемов, что просто не под силу малому и среднему бизнесу. Правительство вместо того, что стимулировать развитие МСБ создало новую почву для народного недовольства и новый очаг потенциального обнищания населения.

Закон вызвал бурю негодования и массовые акции протеста в Ереване и в Гюмри. Заверения премьера в том, что закон нацелен на то, чтобы привести в налоговое поле крупный бизнес, а МСБ при этом не пострадает, не развеяли подозрений протестующих. Впервые за многие годы правительство вынуждено было дважды заморозить введение нового закона. В первый раз, в виду огромного недовольства, вступление в силу этого закона было перенесено с осени 2014 на февраль 2015 года, а во второй - с февраля на 1 июля.
Овик Абрамян в данном вопросе проявил, в отличие от бывшего премьера, гибкость и умение вести диалог с противоположной стороной, в результате чего действие закона было приостановлено. Тигран Саркисян отличался абсолютной бескомпромиссностью к любым предложениям оппозиции и к любым требованиям граждан.

Одной из центральных проблем последних двух лет была проблема накопительной пенсионной системы (НПС), предполагающей обязательные отчисления гражданами (родившимся после 1974 года) в пенсионные фонды 5% от зарплаты. Именно попытки правительства внедрить НПС, масштабные акции протеста граждан, а также решение Конституционного суда, исключающее ограничение прав граждан, в том числе и в вопросах собственности, стали причиной отставки Тиграна Саркисяна.

Несмотря на обещания об отмене НПС, Абрамян и его команда плавно трансформировали накопительную систему в налог. Причем, идея о новом налоге или так называемых целевых социальных выплатах, по задумке властей, должна была придать ежемесячным отчислениям в размере 5% от зарплаты более неприступный характер, нежели обязательные выплаты по накопительным пенсиям. Ведь то, что выплачивается в виде налога в госбюджет оспорить труднее, чем закон о накопительных пенсиях. Таким образом, поначалу непонятный для многих тезис премьера об "обязательной, но не принудительной" накопительной пенсионной системе был успешно претворен в жизнь. Однако этот шаг правительства лишний раз подорвал и без того крайне шаткое доверие общества к властям.

К этой же категории мер можно отнести и очередное повышение на 10% тарифов на электроэнергию 1 августа прошлого года, что также стало причиной общественного недовольства, которое вылилось в акции протеста.

Представители оппозиции и некоторые экономисты видят причину неэффективной работы правительства Абрамяна в том, что премьер является одним из наиболее ярких представителей кланово-олигархического режима, заинтересованного в монополизации экономики и развитии крупного бизнеса в ущерб МСБ.

Подавляющее большинство проблем в социальной, экономической и финансовой сферах досталось Абрамяну от предшественника, которого ряд экспертов не без основания называет киллером армянской экономики. К числу этих проблем в первую очередь необходимо отнести значительно выросший за годы премьерства Саркисяна (2008-2014 гг.) внешний долг, политику поддержания драма или точнее искусственного завышенного курса драма по отношению к доллару. Ярким подтверждением этой политики стала девальвация драма в ноябре-декабре 2014 года более чем на 10%. Сегодня курс национальной валюты относительно стабилизировался, однако, по убеждению многих экономистов, эта стабилизация является весьма условным и временным явлением.

Среди многочисленных "ловушек", который оставил Саркисян своему последователю, также постоянный прессинг МСБ, ибо фискальные органы не хотят связываться с крупными компаниями. Таким образом, представители крупного бизнеса, в том числе и олигархи-монополисты, которые являются одним из столпов действующего сегодня в Армении режима, часто избегают налогового прессинга.

Между тем, согласно некоторым СМИ, нынешнему премьеру президент изначально запретил критиковать Саркисяна и его правительство. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что правительство Абрамяна во многом сформировано по рекомендации из президентского дворца.

Однако кабинет Абрамяна не имеет никакого плана действий по выводу страны из кризисной ситуации, в которой оказалась Армения. Все решения премьера носят сиюминутный характер и принимаются в аварийном порядке. В нынешней ситуации, которую можно считать форс-мажорной для армянской экономики, правительство должно было стать рядом с производителями, в первую очередь, с экспортерами, чего власти до сих пор так и не сделали.

27675 просмотров