Вестник Кавказа

Новая коалиция в Армении: решающий ход за президентом

Сусанна Петросян, Ереван

В Армении между правящей Республиканской партией Армении (РПА) и партией АРФ "Дашнакцутюн" идут переговоры о создании новой коалиции. Оживление во внутриполитическую жизнь, застывшую было после референдума по конституционным изменениям, внесло заявление представителя Бюро АРФД Гранта Маркаряна о достижении принципиального согласия с президентом Сержем Саргсяном о создании коалиции. Маркарян подчеркнул, что АРФД, выступающая в поддержку конституционных изменений, готова нести ответственность и сотрудничать с властью в вопросах реализации новой Конституции. По его словам, трудно сказать, какую форму приобретет коалиция власть, поскольку переговоры пока находятся на начальной стадии.

За этим заявлением Маркаряна последовала жесткая реакция представителей РПА, едва скрывающих свое раздражение перспективой создания коалиции с АРФД. Так, глава парламентской фракции РПА Ваграм Багдасарян заявил, что на настоящий момент не определен ни срок формирования коалиции, ни то будет ли она вообще. "Если люди хотят получить портфели, для этого есть путь выборов. То есть, во время парламентских выборов 2017 года дашнакцаканы должны набрать соответствующее число голосов, получить большинство и взять свои портфели".

Секретарь фракции РПА Гагик Меликян сделал еще более жесткое заявление, обвинив членов АРФД в нежелании нести ответственность за власть, видимо имея в виду выход АРФД из правящей коалиции в 2009 году, когда партия вышла из правящей коалиции, продемонстрировав несогласие с политикой властей по отношению к Турции. В частности, члены АРФД требовали от власти отозвать подпись Армении из-под армяно-турецких протоколов. Тогда представители АРФД, пытаясь снять с себя общеполитическую ответственность, заявили, что отвечают лишь за работу тех ведомств, которые возглавляют их министры.

АРФД устами секретаря одноименной парламентской фракции Агвана Вартаняна ответила, что никогда не избегала ответственности.

Аналитики уверены, что РПА, которая обладает огромным административным, финансовым, людским и информационным ресурсом, не нуждается в партнерах по коалиции. Еще одним важным подтверждением этого стал всенародный референдум, и вообще весь процесс по проталкиванию республиканцами конституционных изменений. Кроме того, РПА остается самодостаточной силой в кадровом вопросе. Третье важное обстоятельство состоит в том, что правящая партия не желает делить ни с кем власть, осознавая, что потеряет контроль над какой-то частью финансовых потоков.

Что касается АРФД, то ей выгодно создание коалиции. По словам политтехнолога Армена Бадаляна, Из-за проводимой в последние годы политики партия лишилась значительной части своего электората. Негативную роль сыграло и то, что АРФД поддержала конституционные изменения, которые инициировала непопулярная в народе власть. "В этих условиях АРФД должна предпринять меры, которые помогут ей войти в парламент весной 2017 года",- считает политтехнолог. АРФД хочет получить свою часть власти еще до выборов, закрепиться в пирамиде, чтобы получить на выборах места в парламент.

В последние дни жесткая риторика республиканцев уступила место более умеренным заявлениям. По словам пресс-секретаря правящей партии, вице-спикера парламента Эдуарда Шармазанова, для РПА "нет закрытых дверей". "Мы готовы сотрудничать со всеми здоровыми политическими силами",- заявил Шармазанов. В свою очередь, глава аппарата правительства Давид Арутюнян не исключил кадровых изменений в исполнительном органе власти. Однако трудно сказать насколько изменение риторики республиканцев может отражать точку зрения президента, который возможно ведет свою игру.

Мнения в экспертных кругах относительно дальнейших шагов президента разделились. Одна часть аналитиков полагает, что президент лишь использовал АРФД, также как и другие политические силы, чтобы создать образ политической консолидации вокруг конституционных изменений, чего так настойчиво требовали европейские структуры. Саргсян мог дать представителям АРФД какие-то обещания взамен их активной поддержки проекта конституционных изменений. На самом же деле Саргсян не заинтересован идти против своей команды и устраивать новый раздел власти, в этих целях он использует недовольство РПА.

Другая часть экспертов убеждена в том, что действующему президенту, который намерен сохранить власть уже в должности премьера (накануне референдума Саргсян не исключил, что после парламентских выборов он может занять премьерское кресло) необходим новый баланс внутри власти. Тогда одной из причин возможного приглашения АРФД в коалицию может стать стремление президента сократить свою зависимость от РПА в парламенте. В этом же контексте некоторые наблюдатели считают, что президенту необходимо предпринять шаги по нейтрализации некоторых негативных настроений внутри своей команды. Ведь конституционные изменения в дальнейшем приведут к определенным кадровым перестановкам.

На фоне внятных позиций РПА и АРФД пока непонятно склонен ли президент формировать коалицию еще до парламентских выборов 2017 года, а при нынешнем раскладе решающее слово в вопросе создания коалиции принадлежит Саргсяну.

30445 просмотров