Вестник Кавказа

Олланд на Кавказе

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"

Президент Франции Франсуа Олланд начал свой визит на Южный Кавказ с Азербайджана. Завтра он уже прибудет в Армению, а затем на очереди – Грузия. На три страны у французского президента отведено около двух суток.
Визит такого политического тяжеловеса, каковым по определению не может не быть президент одной из ведущих держав мира, естественно, иначе как историческим не назвать. Тем более в такой сложный, распираемый противоречиями регион как Южный Кавказ. Да еще на фоне катастрофических событий на Украине, являющихся во многом судьбоносными для всего постсоветского пространства.

Программы пребывания  Олланда в каждой из стран Южного Кавказа составлены предельно корректно в плане равнозначности. Везде встречи с президентами, с представителями политического истеблишмента, экономическая подпрограмма, участие в гуманитарном мероприятии.
В Баку Олланд принял участие в основании французского лицея. В Ереване его ждут на концерте Шарля Азнавура, а также на торжественной церемонии открытия сквера Мисака Манушяна – участника движения Сопротивления, казненного под Парижем в 1944 году немецкими оккупантами. В Тбилиси, точнее в шахтерском городке Чиатура он примет участие в презентации проекта канатной дороги, которую будет строить компания из Франции.

Но не это главное в региональном визите Олланда. В Баку и Ереване он как президент страны, которая в составе Минской группы (МГ) ОБСЕ занимается урегулированием карабахского конфликта, несомненно, затронет болезненные вопросы, связанные с этим процессом. Выглядит это весьма интригующе с учетом недавнего представления американским сопредседателем МГ ОБСЕ Джеймсом Уорликом трех сценариев развития событий в карабахском направлении: урегулирование путем переговоров, продолжительный неприемлемый статус-кво или же война.

Стороны конфликта, редко приходящие к согласию по каким-то вопросам, на сей раз трактовали высказывание дипломата схоже: США готовы активизировать свою роль в урегулировании карабахского конфликта – в свете украинских событий они хотят прочно владеть инициативой в решении проблемы. Суть же в том, что Москва, Вашингтон и Париж, курирующие армяно-азербайджанский переговорный процесс и заинтересованные в достижении прогресса, одновременно с этим вряд ли хотят, чтобы прогресс был достигнут под большим влиянием одного из кураторов. И это понятно – такого рода достижение автоматически существенно усилит роль и влияние конкретного преуспевшего посредника в важном стратегическом регионе. Тут интересы Вашингтона, Москвы и Парижа расходятся – либо прогресс, а то и разрешение конфликта под коллективным (тройственным) началом, либо продолжается стагнация. При этом в экспертных сообществах и Азербайджана, и Армении доминирует пессимизм: вряд ли Франсуа Олланд привезет сенсационные взаимоустраивающие предложения, и наверняка его миссия сведется к заявлениям миротворческого и седативного характера общего плана.

В Баку не исключают того, что президент Франции в анонсированной «энергетической части» визита может затронуть вопросы, связанные с деятельностью французской компании Total. Дело в том, что Total, довольно активная сразу в нескольких крупных проектах в Азербайджане, в начале года неожиданно свернула свою деятельность в этой стране. Что именно вынудило французов распродать активы в каспийских проектах – не очень понятно. Зато велико подозрение в скороспелости этого решения. А потому не исключено, что на встречах Олланда в Баку речь может пойти о возвращении Total, или ином варианте, который не оставит Францию за пределами интересных ей энергетических проектов Азербайджана.

В Армении помимо карабахской проблемы Олланд особое внимание намерен обратить на неиспользуемый потенциал экономического сотрудничества. Не случайно в поездке его будет сопровождать глава французской компании по разработке информационных технологий Web-ISI, которая успешно сотрудничает с армянской стороной. Париж и Ереван издавна связаны нитями, которые придают взаимоотношениям особый характер – в жизни французского общества значительную роль играет активная полумиллионная армянская община, сохраняющая тесные связи с исторической родиной. Очевидно, на переговорах с руководством Армении будут затронуты вопросы, связанные с облегчением инвестиционного режима, а также активизацией экономического сотрудничеств в целом.

Грузинская часть визита Олланда характерна тем, что после смены власти в этой стране ее не посещал политик столь высокого ранга. Теперь представители бывших властей Грузии вряд ли смогут «задирать» преемников обидным напоминанием о том, что после Михаила Саакашвили о Тбилиси Европа забыла. Возможно, особой темой переговоров станет недавнее обращение министра обороны Ираклия Аласании к НАТО о необходимости разместить в Грузии силы ПВО. Это заявление было сделано в связи с российско-украинским кризисом.

Тбилиси уже успел получить сигналы о том, что возможные проблемы с Москвой стоило бы решать иными путями, нежели приготовлениями подобного рода. Франция, в 2008 году приложившая немало усилий для прекращения военных действий между Россией и Грузией, никак не заинтересована в эскалации конфликта, вероятность которого ряд представителей грузинского политического бомонда считает высокой из-за европейского выбора Тбилиси – летом, напомним, Грузия собирается подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Президенту Франции будет небезынтересно лично ознакомиться с настроениями в грузинских верхах в преддверии этого события. Разумеется, держа в уме украинский кризис.

14035 просмотров