Вестник Кавказа

Почему Азербайджан приостановил строительство карбамидного завода в Грузии

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили счел необходимым лично прокомментировать приостановку строительства на черноморском побережье нового завода по производству карбамида. Договоренность о строительстве завода достигнута между грузинским правительством и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) еще в 2012 году, когда Саакашвили был полноправным президентом. Он неоднократно называл строительство этого завода "еще одним проектом века". Близ поселка Кулеви создана свободная экономическая зона, предоставляющая SOCAR режим наибольшего благоприятствования для осуществления инвестиции в 700 млн евро. Для сравнения, общий объем инвестиций из всех стран в грузинскую экономику составляет в среднем около миллиарда долларов в год.

Но капиталовложение SOCAR, как часто бывает с инвестициями такого рода, даже ценнее и значительнее, чем их денежное выражение. Во-первых, масштабное строительство создавало тысячи новых рабочих мест, причем в одном из самых депрессивных регионов Грузии – близ портового города Поти. Во-вторых, завод по производству карбамида мог стать важным подспорьем для индустрии удобрений, выхода на новые рынки и развития сельского хозяйства, а также многих смежных областей производства.

Мощность завода - 700 тыс. тонн сырья в год – создавала возможность для закрепления на соответствующих рынках Турции и других стран черноморского региона. Причем SOCAR планировал строительство двух заводов по производству удобрений. Одного из них в городе Сумгаит в Азербайджане, а второго - в Грузии. Общий объем производства карбамида, считающегося экологически чистым (а потому наиболее востребованным) видом азотовых удобрений, мог достигнуть 1,2-1,3 млн тонн в год.

Азербайджанская сторона основательно готовилось: специалисты Госнефтекомпании изучили опыт других стран, где уже создано карбамидное производство. В частности, в ходе подготовки проекта специалисты SOCAR посетили Египет, Иран, а также побывали в Аммане. Но начало строительства затягивалось, а несколько дней назад вице-президент SOCAR по переработке Давид Мамедов сообщил, что проект столкнулся с серьезными трудностями. "Резкое снижение цен на нефть немного задерживает реализацию некоторых проектов в Азербайджане. Ситуация в Грузии иная. И если в Азербайджане ситуация не критичная, то в Грузии она достаточно сложная. Стоимость удобрений на мировом рынке снизилась. В связи с этим вопрос финансирования данного проекта усложнился", - заявил Мамедов.

Он отметил, что SOCAR не привлекала и не намерена привлекать финансы из госбюджета, а профинансировала часть проекта за счет собственных средств. При этом вице-президент SOCAR подчеркнул, что правительство Грузии заинтересовано в реализации проекта, поскольку в стране "появится производство нового вида продукции, следовательно, госбюджет страны пополнится дополнительными средствами, кроме того, откроются новые рабочие места".

В заявлении одного из руководителей SOCAR нет прямых обвинений в адрес грузинских властей в срыве проекта, но между строк дипломатической фразеологии все же читается, что проблемы в переговорах действительно возникли.

Экс-президент Саакашвили немедленно разразился громкими обвинениями в адрес правительства Ираклия Гарибашвили, обвинив власти в срыве важнейшего инвестиционного проекта. "Под давлением со стороны правительства Грузии, близ Поти приостановлено осуществление крупнейшей в истории Грузии инвестиции – строительства 700-миллионного завода по производству карбамидов", - написал бывший президент на своей страничке в Фейсбук. По его мнению, "SOCAR согласился инвестировать такую огромную сумму, так как раньше никто не просил взяток". Но нынешнее правительство "объявило невыгодным строительство, потребовав доли и откатов". "То, что устраивает тысячи грузинских семей, способствует укреплению международных позиций Грузии, но не приносит денег в карман миллиардера Иванишвили, не устраивает олигарха", - подытожил Михаил Саакашвили, завершая свой пост призывом к соотечественникам: "Очнитесь!"

Грузинские власти не могли не отреагировать на столь бурную критику. Министр энергетики страны Кахи Каладзе сообщил, что причиной приостановки строительства стала "невыгодность проекта с финансовой точки зрения". Причем министр утверждает, что решение было "совместным", поскольку у азербайджанской стороны "возникли трудности с поставкой природного газа". Впрочем, президент SOCAR Ровган Абдулаев, в заявлении, распространенном грузинскими СМИ в среду, не упоминал о проблемах с заключением контракта по поставке газа, назвав главным препятствием то, что переговоры с грузинской стороной "зашли в тупик".

Как удалось выяснить "Вестнику Кавказа", истинной причиной приостановки переговоров стала невозможность достичь компромисса по вопросу финансирования строительства инфраструктурных объектов, необходимых для нормального функционирования завода. В беседе со мной это подтвердил и бывший советник премьер-министра Грузии Георгий Хухашвили: "Комментировать заявления Саакашвили о "доле", "требовании взяток" "откатах" вообще не стоит. На самом деле при осуществлении столь крупных проектов всегда возникает множество трудностей инфраструктурного плана: кто построит газопровод, кто построит дорогу к заводу, есть вопросы электроснабжения, финансирования строительства соответствующей инфраструктуры и так далее".

По мнению эксперта, временная неспособность сторон достичь компромисса по вопросам ТЭО проекта не означает отсутствия перспективы. "Переговоры лишь приостановлены, но наверняка возобновятся, как только изменится конъюнктура на рынках. Паниковать тут точно не стоит", - уверен собеседник "Вестника Кавказа".

36825 просмотров