Вестник Кавказа

Признание «НКР»: Армения не рискнула

Михаил Беляев

Очередная попытка армянского политического истеблишмента начать процесс признания сепаратистского режима в Нагорном Карабахе была приостановлена, не успев толком взять разбег. Впрочем, в этот раз Ереван зашел несколько дальше, нежели раньше, дав положительную оценку законопроекту, но оставив его фактически в подвешенном состоянии, увязав его судьбу с дальнейшим развитием событий как на фронте, так и на международной арене.

Известно, что в ходе назначенного на 10 мая внеочередного заседания армянского парламента законопроект рассматриваться все же не будет. Хотя еще утром 5 мая правительство Армении заявляло об обратном. Что повлияло на то, что законопроект не был включен в повестку Национального Собрания, досконально никому не известно. Однако далеко не последнюю роль в этом могло сыграть критичное отношение к инициативе Кремля, косвенно выраженное в заявлении главы пресс-службы президента РФ Дмитрия Пескова. 

Означает ли это что-либо для переговорного процесса? В первую очередь следует отметить, что официально переговорный процесс и без того «мертв», так как Армения устами своего президента потребовала дополнительных «гарантий безопасности» для возврата к работе над мирным урегулированием. Безусловно, это не исключает ведения активных закулисных переговоров, и возросшая с начала апреля дипломатическая активность Москвы является тому подтверждением. Как представляется, Ереван едва ли смог последними действиями усилить собственные позиции, став «немного беременным» признанием независимости Нагорного Карабаха. Скорее, наоборот, ведь законопроекту вновь не был дан ход, и это лишь в очередной раз подтверждает отсутствие у Еревана дипломатических и военно-политических возможностей для подобного шага.

Вероятно, армянская сторона полагает, что находящийся в подвешенном состоянии законопроект станет дополнительным сдерживающим фактором для Азербайджана на фронте, что обеспечит Еревану возможность дальше тормозить переговорный процесс и поддерживать статус-кво. Однако подобная попытка заменить реальные переговоры дальнейшей консервацией конфликта едва ли будет принята международным сообществом. Как известно, страны-председатели Минской группы и германское председательство в ОБСЕ настроены на то, чтобы достичь полноценного мира между сторонами, а по поводу неприемлемости статус-кво среди посредников после апрельских боев наблюдается полный консенсус. К тому же, можно представить гипотетическую (и вполне вероятную) ситуацию, при которой очередная перестрелка на фронте (а продолжаются они по сей день) вновь перерастет в более крупное боевое столкновение. Тогда, по логике ереванских властей, должен наступить час для признания независимости Нагорного Карабаха. Но именно этот шаг станет отправной точкой для скатывания и без того разгоряченных сторон противостояния к полномасштабной войне - которая, к слову, не соответствует интересам России на Южном Кавказе. Со всеми вытекающими из этого внешнеполитическими последствиями.

Если же Армения не пойдет на признание Нагорного Карабаха даже в подобной гипотетической ситуации, то все сегодняшние телодвижения правительства в направлении признания независимости т.н. «НКР» будут расценены обществом как блеф и недостойная игра с национальными интересами страны. Со всеми вытекающими отсюда внутриполитическими последствиями.

Таким образом, нынешняя ситуация, в которую загнал себя Ереван, снимает головную боль с армянского правительства в краткосрочной перспективе. Сходу отклонить законопроект о признании на фоне наличия более сотни погибших за прошедший месяц солдат в Карабахе – было бы довольно рискованно и сопряжено с серьезными имиджевыми потерями армянского правительства. Но в среднесрочной перспективе, когда вопрос признания «НКР» вновь может актуализироваться в связи, например, с очередным обострением на фронте, пространство для маневра армянского правительства и правящей партии будет минимальным.

 

64600 просмотров