Вестник Кавказа

Проблемный законопроект

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Проблемный законопроект
© Фото: Сайт президента России

В ближайшие дни парламент ФРГ будет голосовать по поводу признания событий в Османской Империи 1915-го года в качестве «геноцида армян». В том, что резолюция будет принята, никто не сомневается: проект подготовлен фракциями правящей «большой коалиции» (ХДС/ХСС и СДПГ), а также «Зелеными». На попятную немцы едва ли пойдут: уровень неприязни к Эрдогану и его правящей команде в Берлине зашкаливает за все мыслимые пределы, дипломатический фон между двумя странами в последние годы остается стабильно напряженным. Значимые фигуры в турецком правительстве, с которым Германия (и Запад в целом) находила точки соприкосновения (Абдулла Гюль, Ахмет Давутоглу) были, по тем или иным причинам, удалены от власти. Да, и дело не столько в конкретных личностях, сколько в ставшем причиной их ухода из большой политики изменении структуры и логики турецкой власти и, как следствие, внешнеполитического тона Турции в последние годы.  

Зависимое положение от Анкары, в котором сейчас оказалась Германия в связи с кризисом беженцев из Ближнего Востока, добавляет пикантности ситуации. Если президент Эрдоган из-за признания Бундестагом «геноцида» пойдет на разрыв договоренности по беженцам (реализация которой, к слову, и без того повисла в воздухе из-за возникших серьезных разногласий по поводу введения безвизового режима между Турцией и ЕС), то под непосредственным ударом окажется канцлер Ангела Меркель. «Миграционный пакт» с Турцией - это во многом спасительный для Меркель проект, который позволил бы снизить возникшую в связи с неконтролируемым наплывом мигрантов социально-политическую напряженность в Германии. Обсуждение темы «геноцида» в парламенте сейчас, очевидно, не лучший подарок для канцлера. Но следует понимать, что внутри самой фракции ХДС/ХСС поддержка курса Меркель в вопросе беженцев хромает на обе ноги. Не стоит также недооценивать финансовой заинтересованности Турции в «миграционном пакте» с ЕС. Три миллиарда евро, которые Анкара должна получить от европейцев на начальном этапе, не помешают стране, чья туристическая индустрия в данный момент переживает тяжелый кризис из-за перманентной террористической угрозы и разрыва отношений с основным поставщиком туристов - Россией после инцидента со сбитым СУ-24.

Немецких политиков и экспертов сейчас занимает вопрос, какие последствия может иметь принятие резолюции для турецко-германских отношений. Зампредседателя фракции СДПГ Рольф Мютцених не берется прогнозировать реакцию Анкары в случае принятия резолюции. В первую очередь, из-за непредсказуемости Эрдогана. «Но надо понимать, что, в отличие от Франции, в данной резолюции не идет речи о том, чтобы наказывать людей за отрицание геноцида», - подчеркнул депутат в своем интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung. Его коллега их ХДС, занимающий аналогичную позицию в структуре парламентской фракции, Франц Йозеф Юнг, считает, что драматических последствий для германо-турецких отношений ожидать не следует. В конце концов, напоминает депутат, ровно год назад председатель Бундестага и президент ФРГ назвали события 1915-го года «геноцидом», и тогда реакция Турции не оказалась чрезмерно жесткой. Однако здесь не следует забывать, что позиция отдельных политиков, пусть и столь высокого ранга, имеет меньший вес, нежели парламентская резолюция. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер обеспокоен перспективой турецко-германских отношений в свете ее вероятного принятия: «Я надеюсь, что резолюция не омрачит наши отношения, и мы сможем и в дальнейшем хорошо сотрудничать». При этом дискуссию в Бундестаге он прокомментировал следующим образом: «Я не считаю умным подвергать данный крайне чувствительный процесс (армяно-турецкого примирения - прим. ред.) опасности. И я опасаюсь, что лишь решением о применении термина «геноцид» проблему не устранить», заявил Штайнмайер.   

Между тем, в немецких СМИ курсирует информация о том, что депутаты Бундестага, в особенности, турецкого происхождения, активно «обрабатываются» представителями Турции, желающими предотвратить принятие резолюции. Турецкие организации также организовали в германской столице протестный марш  против намерений парламентариев. Впрочем, число демонстрантов не превысило тысячи, что, учитывая большое число проживающих в Берлине турков (более 200 тысяч), является довольно низким показателем. Однако примечателен сам факт того, что при наличии в Германии порядка 3 миллионов выходцев из Турции немецкий парламент планирует провести резолюцию о «геноциде армян». Это свидетельствует не только о неудаче официальной дипломатии, но также и серьезных проблемах турецкого лоббизма и диаспоры в Германии.  

19680 просмотров