Вестник Кавказа

Прогрессивный политический альянс для Европы

Кемаль Дервиш, экс-министр экономики Турции, вице-президент Брукингского института, Project Syndicate
Прогрессивный политический альянс для Европы
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Менее чем через три недели мы узнаем, кто станет следующим президентом США. Какой партнер будет у будущего президента Америки в Европе, в значительной степени зависит от результатов двух плебисцитов в 2017 году: президентских выборов во Франции в начале мая и федеральных выборов в Германии в конце октября. Конечно, выход Великобритании из ЕС  окажет влияние на будущий облик Европы. Жесткий Brexit, который широко обсуждается в последнее время, особенно в связи с тем, что премьер-министр Соединенного Королевства Тереза Мэй объявила о намерении сосредоточиться на ограничении иммиграции, даже если это будет означать потерю доступа к единому рынку, сам по себе изменит судьбу ЕС. 

Во всем мире неудачливые политические лидеры и опасные политические приемы терпят фиаско. Комментаторы Project Syndicate объясняют, почему и как политическая реструктуризация может привести к стабилизации ситуации.

Как недавно написал премьер-министр Франции Мануэль Вальс, ключевой вопрос, стоящий перед лидерами Европы, заключается в том, «стоит ли сдаться и обречь европейский проект на медленную, но верную смерть,  или преобразовать ЕС».  Такое преобразование будет весьма непросто осуществить. Оно потребует не только нового институционального видения  Европы, но и значительной политической перестройки, не в последнюю очередь во Франции и Германии.

Приемлемое институциональное видение может заключаться в создании «двух Европ в одной». Страны еврозоны будут объединены в более глубоко интегрированную «Европу А», в то время как другая группа будет состоять из более разнообразных  и менее связанных стран, образуя  «Европу B».  Две Европы будут тесно взаимосвязаны, но некоторые механизмы среди стран «Европы B» будут отличаться. После Brexit две Европы будут частью «континентального партнерства», которое в конечном счете может даже заменить ЕС.

Это несколько радикальное видение, которое может быть воплощено в реальность только в том случае,  если политические силы готовы принять его, не в последнюю очередь во Франции и Германии. Политические лидеры обеих стран должны руководствоваться целью спасения Европы.  В частности, это означает проведение экономической политики, которая уравновесит конкурентные рынки, и социальной солидарности, со значительным пространством для местного разнообразия.

Во Франции и Германии такая политическая динамика будет зависеть от альянса правоцентристских и левоцентристских проевропейских сил,  который мог бы преодолеть, и в конечном счете, рассеять экстремистские элементы каждого лагеря, тем самым гарантируя, что антиевропейские политические тенденции не будут блокировать прогресс. Конкретный - и провокационный - пример того, как такая политическая перестройка может выглядеть во Франции: правоцентристский президент Ален Жюппе может сотрудничать с премьер-министром Эммануэлем Макроном, пытаясь создать новое левоцентристское движение.

Что касается Германии, правоцентристский Христианско-демократический союз (ХДС) является недостаточно проевропейским. Внутри он ограничен консервативным крылом, взгляды которого не соответствуют долгосрочному прогрессу в Европе. Внешне ХДС ограничен ультраправой "Альтернативой для Германии", которая в последнее время становится все более популярной.

В связи с этим, даже если ХДС канцлера Ангелы Меркель получит наибольшее количество голосов в следующем году, ему будет нужна помощь для строительства новой Европы, с большим количеством совместных обязанностей для стран в «Европе А» и  более гибкими договоренностями со странами «Европы B». В частности, проевропейские элементы ХДС должны будут работать с союзниками по левому флангу, а именно - с большинством социал-демократов и зеленых.

Такая неофициальная коалиция часто позволяет проектам Меркель получить поддержку в парламенте, несмотря на противодействие со стороны правых элементов ХДС. Но, чтобы спасти Европу, она должна стать более глубокой и надежной, с общими целями приоритетной повестки дня.

Необходимость перестройки политических сил стоит не только перед Францией и Германией. Существует значительная потребность в том, чтобы реалистичные глобализаторы-реформисты объединили свои силы для воздействия на  популистские движения, пребывающие в состоянии  ностальгии по крайнему национализму, построенному исключительно на политике идентичности.

Мир существенно изменился за последние десятилетия, и Европа не является исключением. Нельзя надеяться на то, что старые политические институты в состоянии адекватно реагировать на современные потребности политики или политической динамики. Вспомните, как трудно было Испании найти новое большинство - этот длительный процесс все еще продолжается.

На этом фоне политическая реструктуризация практически неизбежна. Ярким примером внутрипартийных сдвигов и конфликтов служат те процессы, которые характерны для предвыборной кампании в США. Чтобы обеспечить процветающее будущее для Европы, очень важно, чтобы силы, которые придут к власти, признавали преимущества открытого общества как в политическом, так и в экономическом отношении, а также потребность в национальной и глобальной государственной политике для обеспечения инклюзивности.

Но даже если прогрессивным правоцентристским и левоцентристским силам удастся одержать победу над своими консервативными коллегами, этого не будет достаточно. Всегда остается риск того, что традиционная политическая структура может стать заложником или будет побеждена  популистами, ориентированными на политику идентичности. Именно поэтому дальновидные политические группы должны преодолеть свои разногласия в более структурной манере для продвижения нового институционального видения Европы.

Такая глубокая политическая реструктуризация, направленная на создание нового прогрессивного большинства будет сложной задачей и не произойдет в одночасье. Но это единственный вариант для Европы. Без этого Европа прекратит свое существование, и нападки на экономическую открытость и демократические ценности будут продолжать набирать обороты по всему миру с потенциально катастрофическими последствиями.

 

13330 просмотров