Вестник Кавказа

Россия-Иран: "настороженное партнерство" себя исчерпало

Россия-Иран: "настороженное партнерство" себя исчерпало
© Фото: Сайт президента России

15-16 октября в Женеве пойдет очередной раунд переговоров представителей Тегерана с "шестеркой" международных посредников по урегулированию иранской ядерной проблемы (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай и Германия). Пока США не собираются снимать санкции с Ирана, несмотря на намерение иранского руководства вести переговоры по ядерной программе, и рассчитывают, что на переговорах в Женеве Тегеран представит план конкретных действий по урегулированию ядерной проблемы.
Президент США Барак Обама считает, что декларируемая новым руководством Ирана готовность к урегулированию кризиса вокруг ядерных разработок Тегерана должна быть подкреплена делами. К такому выводу он пришел после телефонного разговора с президентом Ирана Хасаном Рухани, ставшего первым контактом американского и иранского лидеров с 1979 года.
Перспективы американо-иранских и российско-иранских отношений комментируют директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров и директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.

Со ссылкой на ведущих иранских политологов и и политиков Раджаб Сафаров заявил, что "в Нью-Йорке состоялось более 60 контактов на очень высоком уровне. И все до единого заявили о своем желании и сильной заинтересованности наладить отношения с Исламского Республикой Иран. Конечно, определенные службы и Израиля, и США, и недругов Ирана, курсе такого большого ажиотажного интереса к новому руководству Ирана. Это нарушает всю концепцию их поведения по отношению к Ирану".

Между тем, по словам Сафарова, "даже в самом Иране не все готовы были к такому исходу и к такому серьезному движению и углубленному начинанию Хасана Рухани. Руководство Корпуса стражей исламской революции (это наиболее военизированная и мобилизованная организация, способная за день поставить миллион человек под ружье, и находящаяся в постоянной боевой готовности) предупредило Хасана Рухани, чтобы он не увлекся в своих отношениях с Западом, особенно с США".

Однако, как считает Сафаров, "иранский народ устал от санкций, устал от такого положения вещей и крайне заинтересован в нормальных отношениях со всеми странами мира". По мнению политолога, "действия нынешнего правительства заставляют менять концепцию поведения многие государства мира".

Отвечая на вопрос, как будут складываться отношения между Москвой и Тегераном после возможного ирано-американского сближения, Сафаров заметил: "Многие считают, что на Иран нельзя делать ставку, что Иран всегда был прозадпадным государством, и нынешние ирано-российские отношениях продиктованы тем, что Иран нуждается в этих отношениях с Россией, и как только будут решены проблемы Ирана с Западом, Иран оставит Россию и повернется лицом туда. Один фактор – это исламское государство, другой фактор – прозападный крен технократов и возможность быстрого инновационного, финансового вовлечения Запада в экономику страны. В этом есть доля правды. Но это аргументация врагов России, врагов российско-иранского взаимодействия и отношений. Иран ни при каких условиях и обстоятельствах не признает государство Израиль. А США вступают в защиту своего партнера на Ближнем Востоке, государства Израиль. А раз такое отношение, степень недоверия и противостояния между США и Ираном всегда будет сохраняться".

По мнению Сафарова, "с оздоровлением отношений вокруг Ирана освобождается поле для активизации торгово-экономических, научно-технических контактов между Россией и Ираном, поскольку на Россию не будет более оказано сильнейшее давление, которое сейчас оказывается посредством банковской сферы, акционеров, участием в капитале российских кампаний и прямом диктате российской экономике не иметь дела с Ираном. Если эти ограничения будут сняты, это приведет к активизации торгово-экономических, научно-технических контактов между Россией и Ираном. Сейчас товарооборот на уровне 2 млрд., и ежегодно Россия теряет из-за присоединения к этим санкциям минимум млрд. долларов. Это миллиард упущенной выгоды, которую Россия могла бы получать ежегодно. Поэтому я полагаю, что и Россию, и мир в целом ожидают хорошие времена, и мы в ближайшем будущем станем свидетелями очень интересных и позитивных событий".

Со своей стороны Владимир Евсеев считает выжным, что впервые за 34 года состоялась встреча министра иностранных дел Зарифа и госсекретаря Керри: "Именно эта встреча, а также достаточно успешно проведенные переговоры "шестерки" позволили создать базис для возможности телефонного разговора (Обамы и Рухани, - прим. "ВК"). Если вы посмотрите выступление Хасана Рухани на Генассамблее ООН, то услышите чрезвычайно выдержанную речь. Я был просто поражен тем, насколько каждое слово было подобрано. Хотя как представителю России мне было не очень приятно, что о России ни разу не было сказано, в целом были упомянуты только США".

По мнению Евсеева, США на самом деле заинтересованы в нормализации отношений с Ираном: " Барак Обама провозгласил доктрину о переносе центра тяжести в Азиатско-тихоокеанский регион. США могут это сделать только в том случае, если они уменьшат свое военное присутствие в Персидском заливе, потому что ресурсы ограничены. А могут ли США пересмотреть свои отношения с Саудовской Аравией? Теоретически – да, практически – нет. Потому что контракты заключены на очень большой срок, и от огромнейших денег никто не будет отказываться. Поэтому никакого разрыва отношений в ближайшее время ни с Саудовской Аравией, ни с Катаром, ни с Израилем в принципе быть не может. Эта сила будет влиять и всячески блокировать развитие отношений с Ираном. Это тоже объективное условие. С этой точки зрения, процесс восстановления отношения Ирана и США будет идти сложно".

Евсеев убежден, что Москва должна пересмотреть свое отношение к Ирану: "Надежды на то, что Россия может быть посредником между Ираном и Западом, неактуальны. Иран готов выйти на прямые отношения, и посредники уже не нужны будут. Ирану нужны инвестиции, технологии. Это тоже может дать Запад или Китай, например. Получается, что та повестка, по которой Иран мог работать раньше, сейчас исчерпана. Нужно предложить новую повестку дня. Если говорить объективно, то последнее время мы работали только в двух секторах – это ядерная сфера и сфера военно-технического сотрудничества, которая в Иране рассматривается как часть экономического сотрудничества. Этого, я считаю, недостаточно. Все остальное, что делала Россия, это в основном была имитация. Если мы будем делать то, что раньше, в этом случае мы постепенно Иран будем терять. Будут возникать дополнительные проблемы.

Отвечая на вопрос, сможет ли Россия предложить Ирану новую повестку дня, Евсеев заявил: "Это трудно. Я не очень верю в то, что Россия готова, но это нужно делать. Потому что в противном случае России будет сложно позиционировать себя как действительно сильное государство в регионе. Поэтому я выступаю за развитие российско-иранских отношений и считаю, что, если мы сможем предложить Ирану новую повестку дня с учетом позиции президента Хасана Рухани и тех изменений, которые недавно состоялись и которые предстоят нам в ближайшем будущем, в этом случае Россия может укрепить отношения с Ираном. Тогда мы сможем уйти от настороженного партнерства, которое было характерно при президенте Ахмадинеджаде. Мы можем перейти на нормальные партнерские отношения, но только при новой повестке дня".

13705 просмотров