Вестник Кавказа

США показали Германии «кто в доме хозяин»?

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
США показали Германии «кто в доме хозяин»?
© Фото: Сайт президента России

Вопрос о поддержке возможной военной интервенции США в Сирию внес разлад в европейскую семью, поставив Германию в довольно неприятное, если не унизительное положение. На саммите «большой двадцатки» в Санкт-Петербурге немецкий канцлер Ангела Меркель не поставила своей подписи под американским заявлением, в котором требуется «сильный международный ответ» на применение химического оружия режимом Башара Асада в Сирии. Меркель, решив добиться выработки общеевропейской позиции по данному вопросу, покинула Санкт-Петербург в пятницу после полудня, чтобы принять участие в проходящей параллельно в Вильнюсе встрече глав МИД стран ЕС. Однако сразу же после отъезда Меркель из Санкт-Петербурга, четыре крупных европейских государства (Великобритания, Франция, Испания и Италия) подписали – предположительно, без согласования с немцами – американское заявление, не сочтя нужным дожидаться результатов министерской встречи в Вильнюсе. Таким образом, Германия оказалась единственным европейским государством «большой двадцатки», не поддержавшим американцев на саммите в Санкт-Петербурге. Однако уже спустя сутки, не рискнув остаться изгоем среди европейцев, Германия задним числом все же поставила свою подпись под этим заявлением.

Поведение четырех крупнейших партнеров по ЕС, фактически подставивших Германию, было болезненно воспринято немецким бундесканцлером, активно готовящимся к выборам в Бундестаг. Выступая на одном из предвыборных мероприятий в Дюссельдорфе, Меркель косвенно обвинила другие крупные государства ЕС в эгоизме. «Я не думаю, что это нормально, когда пять крупных стран без остальных двадцати трех, которые не могут присутствовать там, принимают общее заявление, при этом зная, что через 24 часа все 28 государств соберутся вместе», - заявила Меркель. «И поэтому я сказала: давайте приложим все усилия, чтобы выработать общую позицию 28 государств», - добавила канцлер.

Так или иначе, Берлин дал Вашингтону необходимую ему политическую поддержку, и у этого инцидента едва ли будут какие-либо серьезные долгосрочные последствия. Это случай примечателен в несколько ином контексте: он довольно ярко демонстрирует раздражительную реакцию американцев и их европейских союзников на попытки Германии выстроить все более независимый от США общеевропейский курс. И если реакция США объясняется вполне определенной незаинтересованностью в ослаблении своего влияния на европейском континенте, то в случае с Францией, Великобританией, Италией и Испанией дело обстоит иначе: ни одна из этих стран не желает усиления экспандирующей в ЕС немецкой гегемонии. В этом смысле, эти страны не упустили возможности дать немцам «щелчок по носу», показав, что не собираются ставить отношения с США и Германией на одну чашу весов.

17380 просмотров