Вестник Кавказа

Сможет ли Европа справиться с новой террористической угрозой?

Марк Пьерини, Американский фонд Германа Маршалла

В Средиземноморье всегда была высока вероятность возникновения конфликтов и террористических угроз. И по мере того, как эти конфликты усугубились, террористическая угроза, исходящая из средиземноморского региона, превратилась во внутреннюю проблему нескольких европейских стран. Эксперты давно говорили о том, что Европейский Союз окружен «кризисами»: нестабильность и войны царили на Ближнем Востоке (палестино-израильский конфликт, войны Израиля с Сирией и Египтом, две войны в Ираке), а радикальный исламизм сотрясал страны Магриба (особенно Исламский фронт спасения в Алжире), иногда проникая на европейскую почву (теракты в Лондоне и Мадриде).

Нынешние войны достигли небывалого уровня жестокости в Сирии, Ираке и Ливии, особенно после возникновения «Исламского государства Ирака и Сирии» (ИГИЛ). Иордания и Тунис ослаблены тем, что происходит на их границах, в то время как Египет хотя и стабилизировал внутреннюю ситуацию, но она все еще выглядит неустойчивой. Тем временем, в Турции замкнулся круг бесконечных бунтов и их подавлений на юго-востоке страны, при этом теракты совершаются как ИГИЛ, так и РПК в самом центре Стамбула и Анкары.

С европейской точки зрения, борьба с терроризмом в этом регионе сейчас требует кардинального пересмотра существующей политики.

У Европы есть богатая история борьбы с терроризмом на своей земле – от «Красных бригад» в Италии, «Фракции Красной Армии» в Германии 30-40 лет назад до Аль-Каиды 15 лет назад. Выслеживание и уничтожение террористического подполья сегодня ничем не отличается от того, что было тогда: сбор разведданных, внедрение агентов, добросовестная работа полиции, надежная судебная система и взаимодействие как внутри ЕС, так и на международном уровне.

Однако появилось новое явление – домашний джихадизм. Точно так же, как члены левых террористических группировок 1970-х, джихадисты – это молодые граждане европейских стран, которые имеют те же свободы, что и все, но у них есть абсолютно четкая цель – дестабилизировать общество, в котором они живут. Но джихадистские террористы в своей деятельности опираются на религиозную и национальную идеологию, а также на поддержку зарубежных террористических организаций – теперь они намного свободнее передвигаются по большей части Европы. В свою очередь это требует новых контртеррористических подходов - наблюдение в интернете, контроль над передвижением внутри безвизовой шенгенской зоны, реализация программ по дерадикализации в школах и тюрьмах. Во многих случаях борьба с домашним джихадизмом заставляет обеспокоенные правительства урезать доселе непоколебимые свободы индивидов, на которых и основывается европейская демократия (свобода передвижения, свобода слова и свобода собраний). Такая политика привела к созданию новых видов деятельности правительств и спецслужб в целом ряде сфер, которые не связаны с контртерроризмом в традиционном понимании напрямую.

Одной из самых главных проблем стали крепкие связи между зарубежными террористическими организациями (например, ИГИЛ в Сирии) и джихадистами, скажем, в Бельгии или Франции, которые живут под защитой своего европейского гражданства. Самой насущной угрозой стали методы радикализации и вербовки ИГИЛ в Европе.

Раньше контртеррористическая деятельность лежала в сфере внутренней политики каждого государства. Но события 2015-2016 годов совершенно четко показали, что противодействие терроризму в Европе и в Средиземноморье требует гораздо большего, а не меньшего взаимодействия на уровне ЕС, в то время как, в виду множества причин, правительства стран-членов ЕС отказались поддержать действия, которые выглядят, как «еще более тесная европейская интеграция».

Другими словами, преобладающие политические тенденции в Европе мешают осуществлению эффективной контртеррористической деятельности, хотя именно сейчас Европа находится под огромной террористической угрозой. Большую часть необходимых шагов следует предпринять на государственном уровне, и это не так непросто. С другой стороны, легкость, с которой террористы научились использовать европейское законодательство (например, шенгенскую зону) или его недостатки (например, отсутствие единого закона об оружии, отсутствие записей о регистрации пассажира, разная степень взаимодействия в сфере противодействия терроризму с третьими странами, такими как Турция), ясно показывает, что необходимо более согласованное взаимодействие на общеевропейском уровне.

Смогут ли лидеры стран-членов ЕС ответить на эту угрозу на фоне других политических проблем, которые им приходится решать сейчас, таких как Brexit и миграционный кризис?

15430 просмотров