Вестник Кавказа

Стоит ли давать преступлениям громкие названия и наделять их национальностью

Герман Ростовцев независимый эксперт, специально для "Вестника Кавказа"

Прошел ровно век со времени самых печальных событий в истории армянского народа. Тысячи армян были убиты… Убиты без всякого смысла. Я искренне сочувствую родственникам, единоверцам и просто гражданам Армении. Всегда очень тяжело терять близких, даже если это произошло сто лет назад. Прошел век. За это время очень трудно сделать что-то в рамках всего человечества, хотя… За этот век появились подводные лодки, люди стали летать в космос, прошла Великая Отечественная Война, электричество стало неотъемлемой жизни человека, образовались новые государства, изменился сам человек, он стал образованнее и, наверное, цивилизованнее.

Кому, как и за что можно предъявить обвинения в совершенном преступлении? Люди, конечно же, не должны забывать подобные вещи, должны помнить о содеянном; хотя бы для того, чтобы не этого повторить. Но присваивать поступкам громкие названия, наделять национальностью - не верно. Это все равно, что бросать сухую ветку в пылающее пламя. Ведь злодеяния в ходе Второй мировой войны совершали фашисты, а не немцы. Позднее немецкий народ, в лице своего канцлера, принес извинения всему цивилизованному обществу, покаялся перед ним. В России же никому же не приходит в голову вернуться к временам татаро-монгольского ига и искать виновных в геноциде народа. Сколько еще аналогичных примеров в истории: католики и протестанты - французы, устроившие Варфоломеевскую ночь, американцы и коренное население Америки, англичане и индусы. Перечислять можно еще очень долго, вплоть до викингов, совершавших набеги на берега Англии. Все это не забыто и отражено в книгах, учебниках, интернете. Очевидно, что поднять руку на ближнего - преступление.

Евреи, которые больше всех прочувствовали на себе, что значит нетерпимость одних по отношению к другим, перенесшие трагедию Холокоста не делают из своей трагедии публичного шоу, не заставляют других делиться по национальному признаку, они просто скорбят. Они отдают дань уважения миллионам своих сограждан, лишившихся жизней по прихоти мерзавцев, так и понявших, что мир не делится на черное и белое, что все люди - это дети Земли, и что все они равны в своих правах, независимо от того, где и под каким небом они родились.

24 апреля - обычный день для любого российского гражданина, для москвича. Чем он знаменателен? Тем, что армяне, размахивая флагами и выкрикивая непонятные призывы и лозунги, перекрыли автомагистрали, осложняли и без того напряженную ситуацию в столице России. Автоколонна, двигающаяся по Садовому кольцу, несанкционированные митинги - разве это дань уважения и память погибшим? Нет. Это больше похоже на националистический произвол, когда граждане и почитатели Армении пытаются заявить о своих непонятных правах, правилах, привычках, традициях в столице другой страны, ставшей для них домом, но все же, являющейся иным государством.

Они не считаются ни с политической ситуацией в России, ни с тем, какой эффект вызовет их демарш, ни даже с тем, что властям придется как-то реагировать на противоправные действия. Трудно назвать дружественной подобную бестактность, направленную только на удовлетворение собственных амбиций. А ведь кому, как не крайним националистам Армении стоило бы задуматься над тем, что она делает. Чуть больше двадцати лет прошло с момента совершения самого настоящего преступления против соседнего народа. Трагедия Ходжалы на слуху у всего мирового сообщества. Люди, требующие признать геноцид, сами являются преступниками и захватчиками чужих территорий. Как это увязать со справедливостью? И как не увидеть в этом корни того же нацизма? Какое право на справедливость, на всеобщее понимание и осуждение имеют те, кто сами совершают подобные преступления?

Кавказский мир очень хрупок, отношения очень сложные, иногда достаточно жеста, чтобы разрушить пирамиду, построенную ранее. Мне очень жаль, что мою Россию в очередной раз используют, пытаясь ее руками сохранить не очень честную ситуацию в регионе. Наверное, историю никто не имеет права переиначивать, она должна быть написана один раз.

Ровно сто лет назад армянский народ понес утрату, и нечем измерить всю горечь этой потери. Это должно быть уроком для всех. Преступление не имеет национальности. Один человек, сто, тысяча или миллион - не важно; есть память и ее невозможно замолчать. Главное в желании помнить - это искренность, чистота помыслов и большая ответственность перед людьми.

29970 просмотров