Вестник Кавказа

Цена реформ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

В грузинской столице продолжают искать десятки человек, пропавших без вести во время ужасного наводнения, случившегося в воскресенье. В результате ливня вышла из берегов маленькая речушка Вере, затопив близлежащие жилые кварталы, зоопарк и Площадь героев, где стоит стела в память о грузинских солдатах и мирных жителях, погибших во время «пятидневной войны».

Пятнадцать трупов нашли в затопленных домах, а также в ущелье реки, где по приказу Михаила Саакашвили в кратчайшие сроки построили скоростную автомагистраль, соединяющую Площадь героев с престижными спальными районами Ваке и Сабуратло. Эта дорога, собственно, и стала главной причиной беспрецедентной трагедии, в результате которой Тбилиси вновь попал на первые полосы мировых изданий: затопление зоопарка и бегство хищников, а затем и охота за ними, приковали к себе глобальное внимание.

«Долгие и нудные процедуры»

Естественно, в Грузии задаются вопросом о причинах произошедшего, ищут виновных и легко находят. Специалисты утверждают, если бы при строительстве скоростной автотрассы в центре столицы власти прислушались к их мнению, жертв можно было избежать. «Надо было строить эстакаду, а не дорогу, тогда вода могла пройти вдоль опор, а не затопила бы все вокруг», - говорит заслуженный архитектор страны Гига Батиашвили.

Но дело как раз в том, что строительство эстакады требовало гораздо больше времени, и она не могла стать «скоростной», а для молодых реформаторов, пришедших к власти в результате «революции роз» каждый день и неделя были на счету. «Время» для них не «деньги», а «популярность». Потеряв время, они теряли реноме успешных модернизаторов и борцов с коррупцией.

Тут важно понять, когда Саакашвили говорил о «коррупции в эпоху Шеварднадзе» и говорит об этом на современной Украине, он часто имел и имеет в виду не только и не столько взяточничество, а неспособность власти принимать быстрые и эффективные решения. «Нам не до долгих и нудных процедур», - часто повторял Мишико, отвечая на упреки в волюнтаризме.

«Долгие процедуры» - это когда для строительства автотрассы в ущелье реки нужно опросить экологов, гидрологов, получить экспертное заключение от научных институтов и так далее. Но по разумению Саакашвили, это и есть «коррупция» – неспособность власти принимать быстрые, рискованные, волевые решения.

Многие из тех, кто сегодня с интересом внимает разглагольствованиям грузинского реформатора о коррупции, не замечают, что чаще всего он имеет в виду не взяточничество, а «бюрократические процедуры», мешающие моментальным и успешным реформам.

Но если бы эти процедуры были соблюдены, если бы не столь спешили, трагедии, случившейся 14 июня в Тбилиси, могло и не быть. Впрочем, «реформатор» по ментальности своей всегда думает о лучшем, а не худшем: такой ливень случается раз в 50 лет. Авось пронесёт!

А если нет?

Освобождение от «пут» здравого смысла

В процессе борьбы с коррупцией в сфере градостроения Саакашвили максимально упростил выдачу разрешений на строительство в городе. Никто уже не ходил по бюрократическим кабинетам, не унижался, выпрашивая у чиновника справку. Президент гордо говорил в интервью, что его страна опережает многие европейские государства по рейтингу Doing Business и получению разрешений на строительство. «Для того, чтобы начать строить дом в Грузии, достаточно всего три-четыре шага, тогда как в большинстве стран мира – около тридцати шагов, десятки справок и так далее», - часто повторял Мишико.

В результате, горожане, освобожденные от пут «коррумпированной бюрократии», всего за день или два получали разрешения на строительство даже многоэтажных домов в том самом ущелье, на берегу реки, таящей в себе смертельную опасность. Тела многих из этих несчастных сейчас спасатели вытаскивают из глубокого ила, оставшегося после наводнения, а их дома уничтожены.

Предвижу возражения: «Но если бы Саакашвили не упразднил коррумпированные городские службы, пьющие кровь народа, они бы всё равно дали разрешение на строительство в ущелье «Вера - Речки», но после получения взятки!» Ни в коем случае! Любая бюрократия берет взятку не на риске для себя, а времени. Для них как раз «время – деньги». Потянуть время, чтобы выписать разрешение не сегодня, а месяцы спустя – это да. Но рисковать головой, давая «добро» на строительство жилых домов в ущелье реки, «нет, даже за миллион!»

А ведь при Саакашвили и его бурной кампании «по борьбе с коррупцией» уже никто и ничто не обязывало архитектурную службы мэрии запрашивать те самые заключения гидрологов, экологов и так далее. Проверяли лишь сам проект дома, прочность грунта и все – справку на стол. «Мы же не какие-то там коррумпированные бюрократы, пьющие кровь народа!»

В огне реформ

Недавно в курортном городке Кобулети произошла страшная трагедия: в результате пожара в гостинице погибли подростки – члены танцевального ансамбля. Выяснилось, что гостиница построена с ужасными нарушениями норм противопожарной безопасности. Но спрашивать, опять-таки, не с кого. Службы, отвечающие за противопожарную безопасность, полностью ликвидированы сразу после «революции роз» под тем же предлогом: «Они коррумпированы и мешают бизнесу». Муниципальные власти не имеют права даже близко подходить к частной гостинице, оскорбляя бизнесмена «глупыми вопросами» о мерах предосторожности.

В результате – ужасная трагедия, потрясшая страну. И несчастным родителям не объяснишь, что это «цена», которую общество заплатило за освобождение от бюрократического произвола и коррупции. Им не легче от осознания того, что гостиниц тысячи, а пожар случился (пока) лишь в одной.

Но если бы служба противопожарной безопасности не была упразднена? Она все равно требовала взятку за счет безопасности? Вряд ли! Если бы в Кобулетской управе сейчас сидел чиновник, отвечающий за противопожарную безопасность, его бы прокуратура посадила на долгие годы за халатность. И никто, за исключением клинических идиотов, так рисковать не будет. А сейчас с кого спрашивать? Не с кого! Владелец гостиницы, бизнесмен, говорит, что у него все муниципальные справки в порядке, а дети, якобы, играли с огнем и «сами виноваты».

Некоррумпированные деревенщины

Возьмем самую знаменитую из всех реформ Саакашвили – создание патрульной полиции. Из старой милиции одновременно без всяких глупых «реверансов» и извинений выгнали на улицу десятки тысяч коррумпированных профессионалов. Подчеркиваю, коррумпированных, но профессионалов своего дела.

И вот один из итогов: 23 ноября 2004 года во время обычного обыска в машине патрульный полицейский случайно выстрелил в 22-летнего Буту Робакидзе и убил его на месте. Патрульный был новичком, попавшим в полицию через открытый конкурс. То есть абсолютно честный, некоррумпированный полицейский «нового типа», который никогда и нигде этому делу не учился, если не считать кратких тренингов, в большинстве своем формальных.

Это убийство, в конце концов, стало одной из причин поражения Михаила Саакашвили и его партии, поскольку обезумевшие родители, став лидерами оппозиционного движения, и слышать не желали о «трагических ошибках как неминуемой цене реформ». Журналисты точно выяснили (таких фактов не утаишь), что за все время правления «коррумпированного режима Шеварднадзе» не было ни одного случая непроизвольного убийства полицейским задержанного в результате случайного выстрела. Почему? Не потому ли, что полицейские времен Шеварднадзе обладали главной чертой, которая, на самом деле, служителю закона необходима даже больше неподкупности – профессионализмом. А патрульные, набранные в процессе престижной реформы, чаще всего, были честными деревенскими парнями, которые не всегда умели отличить пистолет от лопаты и топора.

Таких же «деревенщин» набирали в спецназ МВД после двухнедельных «тренингов» в США. Итог – чудовищный непрофессионализм спецназа во время расстрела на набережной реки Кура (пресловутая «Операция у теннисных кортов») молодого Тбилисца Зураба Вазагашвили и многих других.

Плата за «ошибки»

По логике реформаторов, подобные трагедии неминуемы в процессе реформ. Любимое изречение команды Саакашвили: «Ошибок не допускает лишь тот, кто ничего не делает». Но некоторые из описанных случаев все-таки носят системный характер. Кроме того, именно в результате подобных ужасных «ошибок», в конце концов, люди и разочаровались в реформах Саакашвили, а вовсе не только из-за их «болезненности».

Парадокс и поучительный урок грузинской реформации в том, что, уничтожая старую систему в процессе молниеносной модернизации (тогда как этот процесс можно растянуть на несколько лет с учетом всех рисков), реформаторы неминуемо «выплескивают и ребенка», заставляя общество платить слишком большую цену за реформы и обновление. И поскольку цену платят не все, а лишь конкретные пострадавшие, это приводит к формированию целого класса озлобленных людей, считающих себя принесенными в жертву для счастья и благоденствия других. А во что выливается подобное разделение общества, показала судьба реформаторов в Грузии.

Однако они не унывают и готовы повторить все сначала. Но уже в другой стране.

17025 просмотров