Вестник Кавказа

Турецкая экономика: разворот на Восток

Middle East Eye
Турецкая экономика: разворот на Восток
© Фото: Сайт президента Турции

Турция была частью западной экономической и финансовой системы с 1950-х годов, но сейчас Анкара ищет альтернативные варианты. Растущее экономическое давление заставляет Турцию ориентироваться на Восток. Поводом для этого изменения послужила волатильность турецкой лиры (TL), которая упала по отношению к доллару на 18% осенью этого года и на 8% за прошлый месяц. В эту среду повышение процентных ставок в США повлекло еще большее ослабление турецкой валюты. Уже сейчас ясно, что 2017 будет очень трудным годом для экономики Турции.

Существуют ли альтернативы доллару? В качестве одного из вариантов представляется переориентирование на Восток и отказ от западной финансовой системы. Турция уже объявила, что планирует торговать с Россией, Китаем и Ираном в местной валюте, без использования доллара. Энергетические сделки будут оцениваться в турецких лирах, а это означает, что у России, главного поставщика энергоресурсов Турции, появятся дополнительные стимулы для приобретения турецких товаров.

Связи с Китаем и Россией

Изменение экономических отношений с Китаем особенно заметно. Традиционно китайское присутствие на турецком рынке никогда не было значительным, но теперь эта ситуация может измениться. 9 декабря Турция и Китай объявили, что провели свою первую своп-сделку в местных валютах, стоимостью TL 450 миллионов ($ 132 млн). Это создает первоначальный пул для валют стран, которые будут использоваться в торговле.

Есть и другие признаки того, что китайско-турецкие экономические отношения набирают обороты. Китай (который до недавнего времени не поощрял своих туристов посещать Турцию в течение этого года по соображениям безопасности) подписал соглашение об «отправке» миллиона туристов в страну ежегодно. Рассматривается вопрос членства Турции в Шанхайской организации сотрудничества, которую президент Эрдоган считает альтернативой ЕС. Начиная с ноября, обе страны обсуждают пути расширения торговли и двустороннего сотрудничества.

Масштабы экономики Китая (объем двусторонней торговли составил около $28 млрд во втором квартале этого года) делают его привлекательным в качестве альтернативы западным рынкам. Туристическое соглашение с Китаем, наряду с возрождением российского туризма, может помочь восстановлению поврежденного туристического сектора экономики Турции в 2017 году. Другой стороной этой политики может стать восстановление турецко-российских торговых отношений в полном объеме.

Сохранить силу под давлением

Помимо проблем, связанных с долларом, есть и другие причины, по которым Турция отдаляется от западной экономики. Растет недоверие к США под руководством президента Обамы из-за движения религиозного братства Гюлена, находящегося в Америке. Даже политические оппоненты Эрдогана считают, что гюленисты причастны к государственному перевороту 15 июля в Турции. Другая причина - это окончательный провал заявки Турции на вступление в ЕС. В то же время давление на правительство, стремящееся к значительному экономическому росту, увеличивается.  В третьем квартале этого года ВВП Турции упал на 1,8%. Это первое падение показателя в течение нескольких лет. Причинами стали шок от попытки государственного переворота, нестабильность, которая последовала за ним, и слабый спрос на турецкий импорт в странах ЕС.

Решимость правительства придать импульс экономике не ослабевает. Низкие процентные ставки стимулируют бизнес, в частности в строительной индустрии. Реклама сообщает потребителям, что они могут купить роскошные дома на крайне выгодны условиях. Бизнесмены могут получить дешевые банковские кредиты без особых усилий. Сбережения снижаются, а заимствования растут.

Закрыть шкаф и выбросить ключи

Правительство проводит дорогостоящие военные кампании и реализует масштабные инфраструктурные и оборонные проекты. Все это создает бизнес-среду с высокой степенью уязвимости к краткосрочным изменениям процентных ставок. Под значительным давлением общественности Центральный банк соблюдает часто повторяющиеся обещания политиков держать ставки на низком уровне. Банковские процентные ставки были резко подняты в начале 2014 года в ходе успешной операции по укреплению лиры, но с тех пор они регулярно сокращаются. На последнем заседании по вопросу процентной ставки 24 ноября, несмотря на то, что за предыдущий месяц лира обесценилась на 10%, Центральный банк объявил об увеличении процентных ставок только на 0,25% до 0,5%. Это стало первым подъемом ставок за последние три года, но этого явно недостаточно. Кроме того, банк объявил, что встречи по вопросу ставок будут проводиться реже в течение года.  Для западного бизнес-менталитета, это выглядит так, как будто шкаф с медикаментами запирают, а ключи выбрасывают.

Возвращение к истокам?

Но в Анкаре к этому относятся иначе. Там говорят об иностранных спекулянтах, пытающихся ослабить экономику, «экономическом саботаже» и даже об экономической попытке государственного переворота. Переход к торговле в местной валюте имеет далеко идущие последствия, хотя и в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе, правительство попыталось использовать популистские меры, такие как поощрение граждан переводить свои сбережения в иностранной валюте в турецкие лиры, указание государственным предприятиям перевести долларовые активы в лиры, а также конвертировать контракты в местную валюту там, где это возможно. Ни одна из этих мер до сих пор не спасла TL.

8 декабря премьер-министр Бинали Йылдырым объявил о мерах по дальнейшему стимулированию деловой активности, в том числе созданию кредитного фонда в размере TL250 миллиардов ($72 млрд) и других мерах по облегчению бремени задолженности, которые, по-видимому, будут профинансированы путем сокращения государственных расходов, хотя, вероятно, некрупных инфраструктурных и оборонных проектов. Это заявление вновь ослабило рыночную стоимость лиры, которой необходимы более высокие процентные ставки, а не очередной кредитный рост. 

Каков же план Турции? По словам Мурата Еткина из Hurriyet Daily News, источники, близкие к правительству, рассматривают кризис как способ выхода Турции из западного мира, чтобы в конечном счете заменить эти связи «родной экономикой» с гораздо более сильными торговыми отношениями с Россией и Китаем и отказом от свободного движения капитала.

13310 просмотров