Вестник Кавказа

Турция вступила на путь войны

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Турция вступила на путь войны
© Фото: Сайт президента Турции

Прошло уже несколько дней с того момента, как Турция активно включилась в борьбу одновременно с двумя группировками – "Исламским государством" и Рабочей Партией Курдистана. Теракт, устроенный 20 июля террористами «ИГ» против леворадикальной курдской молодежи в турецком Суруче оказался для Анкары тяжелым ударом, поставившим перед турецкими властями непростую дилемму: ограничиться умеренной реакцией, спустив теракт «на тормозах», либо же незамедлительно начать наносить военные удары по позициям «ИГ». Оба сценария были нежелательны с точки зрения внутриполитической стабильности самой Турции, до сих пор занимавшей наблюдательно-выжидательную позицию в кровопролитной войне между курдами и "Исламским Государством", протекающей в Ираке и Сирии.  Но после Суруча правящая команда не могла не осознавать, что отсутствие жесткой реакции властей подорвало бы авторитет турецкого государства в глазах и без того проблемного курдского населения страны. Стихийные массовые антиправительственные протесты турецких курдов после теракта в Суруче стали тому подтверждением.  Однако и открытое объявление войны боевикам «ИГ» превращает Турцию в цель для дальнейших террористических атак. В результате, Анкара пошла третьим путем, обрушив свою авиацию как на боевиков РПК, так и на «ИГ».

Как ни парадоксально, принять подобное решение Анкаре «помогли» сами же боевики РПК, после теракта в Суруче убившие несколько турецких полицейских. Расплата последовала мгновенно: ВВС Турции получили зеленый свет не только на бомбежку позиций ИГ, но также и расположенных на севере Ирака баз РПК, считающейся в Турции, Евросоюзе и США террористической организацией. В ходе бомбежек был убит один из лидеров организации Ондер Аслан. РПК, в свою очередь, официально объявила о прекращении перемирия с Турцией, соблюдавшегося с 2013 года.

Сегодня Турция начала войну фактически на два фронта. Это далеко не самый удачный расклад для Анкары с точки зрения вызовов для стабильности и безопасности страны в краткосрочной перспективе. Сводки последних новостей об участившихся терактах и повсеместных перестрелках турецких силовиков с курдскими боевиками наглядно показывают, насколько серьезна террористическая угроза, нависшая над Турцией. Но, очевидно, что президент Эрдоган, недавно разрешивший американцам пользоваться авиабазой Инджирлик для боевых вылетов, ведет свою игру по устранению долгосрочных угроз территориальной целостности его страны.

Одна из ключевых ролей в этой стратегии отводится «буферной зоне» на 100-километровом участке к западу от реки Евфрат и провинции Алеппо на приграничной с Турцией территории Сирии, о создании которой на днях было достигнуто соглашение с США. Примечательно, что, согласно турецко-американскому плану, эта территория должна перейти под контроль сирийских повстанцев и стать «безопасной гаванью» для 2 миллионов сирийцев, в данный момент нашедших убежище в Турции.  Едва ли является случайностью то, что предполагаемая буферная зона должна возникнуть прямиком между подконтрольными курдам районам на северо-востоке (города Кобани, Таль-Абьяд и т.д.) и северо-западе (Азаз, Африн) Сирии. Переселение сирийских беженцев (преимущественно этнических арабов) в отданную под управление умеренных сирийских повстанцев «буферную зону» позволит Анкаре также существенно изменить демографическую картину данного региона и уменьшить там значение курдского этнического фактора. Наконец, если Анкара отсечет курдский анклав на северо-западе Сирии от остальных территорий потенциального сирийского Курдистана (т.н. «Ройавы»), то это станет сокрушительным стратегическим ударом по планам курдов создать свое государственное образование на руинах Сирии, ибо оно будет лишено перспективы выхода к Средиземному морю.   

Подключение Анкары к активной борьбе против «ИГ» и одновременное обострение курдского вопроса создает также новые внутриполитические реалии в самой Турции. Президент Эрдоган более не исключает проведения досрочных парламентских выборов, поскольку все попытки по созданию правящей коалиции до сих пор не увенчались успехом. Усиление в стране националистической риторики, а также возобновление войны с РПК неизбежно приведет к мобилизации турецкого общества и рискует оказать негативное влияние на рейтинг прошедшей в парламент прокурдской Демократической партии народов, считающейся близкой к РПК. В то же время нельзя исключать и того, что, при определенных негативных развитиях в ходе военной кампании в ближайшие недели и продолжении террористической войны против Турции, последние внешнеполитические маневры правительства Эрдогана ударят по позициям ПСР.  Сейчас очевидно лишь одно: теракт в Суруче, унесший жизни 32 человек, стал пусковым механизмом, запустившим сложные и опасные процессы в регионе.  

38415 просмотров