Вестник Кавказа

Украинский кризис и газовый шантаж России -2

Юрий Крамар, Киев

Вчера вечером турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган позвонил Владимиру Путину. Они говорили о взаимодействии в энергетической сфере и присоединении Крыма к России, в частности о крымско-татарской общине.

Очевидно, что возможным орудием "газового удара" по России со стороны Вашингтона рассматривается именно Турция. В прошлом году она закупила почти 27 млрд кубов российского газа, став вторым после Германии его импортером. Гипотетический отказ Анкары от российских газопоставок также мог бы нанести Москве немалый ущерб.

Формально для форсирования этого плана используется фактор крымских татар. Ведь в перешедшем в Россию Крыму живет 400 тыс. представителей этого народа, который традиционно рассматриваются в Анкаре еще с времен Османской империи, как "братский", нуждающийся в защите и опеке. Сразу после подведения итогов крымского референдума экс-глава крымско-татарского "меджлиса" Мустафа Джемилев занялся организацией жесткой реакции Анкары. Он даже некоторое время со смаком намекал на возможные меры со стороны турецких властей, вроде закрытия черноморских проливов для российских судов. Но через несколько дней тональность речей Джемилева стала откровенно разочарованной. Он прямо сказал, что турецкое правительство слишком дорожит заинтересованностью в экономических контактах с Россией, а потому не спешит "защищать интересы крымско-татарского народа".

Действительно, ежегодный российско-турецкий товарооборот превышает 30 млрд долларов. Россия имеет в нем внушительное положительное сальдо за счет продаваемого газа, но и турецкая сторона внакладе не остается. Достаточно вспомнить о 100 тыс. турецких рабочих и специалистов, трудящихся на российской территории, около 4 млрд долларов, оставляемых российскими туристами на курортах Анталии, еще большей сумме товаров, закупаемых в Турции российскими "челноками".

Но даже если ограничиться лишь газовой стороной вопроса, то и здесь отказ от российского топлива вряд ли пройдет кому-то на пользу. И Турции, которой сходу будет сложно найти быструю и дешевую альтернативу крупному объему сырья. И Европе – достаточно вспомнить, что пропускная способность время от времени поднимаемого для обсуждения проекта газопровода "Набукко" как раз 26-31 млрд кубометров в год. В случае прекращения российского газового импорта, практически весь объем этой трубы, задуманной для диверсификации европейского газоснабжения от России, будет идти на нужды Турции.

Кроме того, в факторе "защиты крымских татар" есть еще один нюанс. Партия "Милли меджлис", позиционирующая себя, как единственный выразитель интересов этого народа, на самом деле, таковым не является. Это наиболее прозападная в ряду национальных организаций – другие, как, например, "Милли Фирка", более настроены на евразийскую интеграцию. Однако нынешнее турецкое руководство к "западникам" тоже настроено не очень благожелательно, ведь именно прозападные интеллектуалы и военные представляют собой радикальную оппозицию нынешней правящей элите страны. А она уже откровенно заявила, что не собирается вступать в Евросоюз после издевательски долгой, в полвека, "ассоциации с ЕС", недавним подписанием которой так гордится официальный Киев. Так что поддержка Анкарой "западников" среди крымских татар будет объективно лишь собственные позиции турецкого правительства.

И, наконец, крымским татарам в составе России реально ничего не угрожает, также как коренным жителям Татарстана или других мусульманских регионов. Разве что их уровень жизни скорее поднимется до российского. Ведь украинский ВВП на душу населения после длительных экспериментов по "незалежности" в 3,5 раза ниже чем в России – 3800 против 14000 дол. за 2013 год по оценке МВФ.

Собственно, и сам Меджлис, после кратковременного раздумья, решил-таки направить двух своих выдвиженцев в новое правительство Крыма. Хотя антироссийски настроенные силы в его составе не оставляют попытки провокаций, призванных ухудшить российско-турецкие отношения на уровне эмоций.

Словом, что угрозы Запада наказать Россию газовыми санкциями выглядят достаточно эфемерно, причем, и на европейском, и на турецком направлении.

13235 просмотров