Вестник Кавказа

«Урегулирование карабахского конфликта может произойти в результате экономического развития»

США как страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ надеется на проведение встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в "не столь далеком будущем", – заявил на днях американский посол в Ереване Джон Хефферн, комментируя обострение ситуации на линии соприкосновении войск. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что единственным серьезным игроком, способным повлиять на скорейшее урегулирование конфликта остается Россия, поддерживающая ровные отношения и с Ереваном, и с Баку. Свою точку зрения на этот процесс в интервью «Вестнику Кавказа» высказал бывший (2009-2013 гг.) посол России в Ереване Вячеслав Коваленко.

- В чем, на ваш взгляд, стержень, вокруг которого после развала СССР строились российско-армянские отношения, и что объединяет Россию и Армению сегодня?

- Распад Советского Союза и появление национальных государств, в том числе Армении не могло прервать сразу связи на экономическом, культурном, человеческом, житейском уровне, которые существовали между нашими народами в период Советского Союза. Это не могло просто так одним разом опрокинуться. Инерция отношений, связей оставалась. В том числе система разделения труда, разделения промышленности, которая была связана в единый узел в Советском Союзе, продолжала оставаться, хотя многие промышленные предприятия перестали находить своих партнеров и поэтому были вынуждены закрыться.
На смену им пришла трудовая эмиграция - люди стали уезжать. Все развитие экономики в России и возникающие требования рабочей силы получали новые формы развития. Тем не менее главное то, что связи эти оставались. Это одна сторона. Другая сторона - это возникший на территории Нагорного Карабаха конфликт, который удалось исключительно с помощью России приостановить, заморозить. И Россия оставалась одним из главных участников переговорного процесса, к которому потом в рамках Минской группы подключились США и Франция.

- Исходя из текущей тяжелой ситуации в экономике и уровня жизни большинства населения Армении, существует ли гарантия обеспечения более близких отношений Армении с Россией, нежели с Западом или Турцией, и возможен ли дрейф отношений Армении к Западу или Турции, если те предложат более выгодные условия для сотрудничества?

- Я согласен с такой постановкой вопроса. Конечно, традиционно политика Армении являлась комплементарной, она подразумевала поддержание каких-то дружеских, выгодных связей не только с Россией, но и со всеми странами мира, с которыми Армения имеет дипломатические отношения. Одной из целей этих связей было создание гарантий обеспечения безопасности, в том числе в условиях замороженных военных действий в Карабахе.
Эта комплементарная политика ориентировала Армению на декларативные заявления о вступлении в Европейский союз. Армения в течение длительного времени при поддержке западных экспертов, экспертов Евросоюза готовила документы, была проделана огромная работа о подписании соглашения об ассоциации.(это предложение выделить)
Но в последний момент, на встрече 3 сентября [прошлого года] президент Саргсян заявил о том, что Армения готова подписать соглашение о вступлении в Таможенный союз. Это был итог очень жесткой борьбы двух партий, элитных групп, одна из которых ориентировалась на ЕС, представляла "западничество", а вторая партия стремилась к установлению более тесных отношений с Россией. В итоге было заявлено о готовности Армении подписать соглашение о Таможенном союзе и активно работать в рамках развития Евразийского экономического союза.
Это была действительно достаточно жесткая борьба за влияние на общественное мнение, потому что западники, представители западных стран очень жестко ставили вопрос: или-или, или туда, или сюда. Одновременное участие и там, и там исключалось. Но Армения сделала выбор в пользу России.

- На ваш взгляд, как изменятся отношения между Россией и Арменией после урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Может ли урегулирование, то есть снятие экономической блокады, возвращение беженцев, снятие угрозы войны стать гарантом процветания региона, а для России - гарантом укрепления ее места и роли на Кавказе?

- Трудно представить себе модель урегулирования карабахского конфликта, потому что позиции сторон диаметрально противоположные, они за все эти годы не стали ближе друг другу, и компромисс не просматривается. Минская группа ОБСЕ работает, предлагает варианты, но позиции остаются прежними. Здесь упор делается на создание некоего баланса в военном потенциале между двумя странами, в их противостоянии. Это сдерживает, на мой взгляд, начало военных действий, потому что обе стороны понимают, что война будет разрушительной. Эти военные потенциалы приблизительно равны, несмотря на приобретение все большего количества оружия Баку. Может быть, в количественном отношении армяне уступают, но в качественном отношении этот баланс поддерживает их в состоянии мира, а не войны.
Процесс урегулирования может происходить в геополитическом масштабе, а могут возникнуть какие-то другие, внутриполитические, внутриэкономические условия. Будут ли они пользу той или иной стране? Здесь очень много вариантов.

Урегулирование может произойти в результате экономического развития, создания экономической зоны, общего рынка, когда экономические связи будут насколько переплетены, что люди будут руководствоваться этими интересами в первую очередь и будут соответствующим образом вести пропаганду, агитацию, формировать общественное мнение, которое перейдет со временем из области враждебности в область взаимного доверия друг к другу

- Выгодно ли Армении урегулирование нагорно-карабахского конфликта?

- Конечно. Для Армении это национальный приоритет, так же как и для Азербайджана это национальный приоритет, потому что ни одно правительство ни в Армении, ни в Азербайджане не может пойти на какие-то переговоры и на этих переговорах пойти на какие-то серьезные уступки.
Урегулирование может произойти в результате экономического развития, создания экономической зоны, общего рынка, когда экономические связи будут насколько переплетены, что люди будут руководствоваться этими интересами в первую очередь и будут соответствующим образом вести пропаганду, агитацию, формировать общественное мнение, которое перейдет со временем из области враждебности в область взаимного доверия друг к другу.

- Насколько важно для России урегулирование нагорно-карабахского конфликта в условиях ухудшения экономических и политических отношений с Западом? Мог бы Южный Кавказ, освобожденный от этого конфликта, стать надежным союзником России?

- Это для России всегда было важно, не только в условиях нынешнего обострения отношений с Западом. Чем меньше горячих точек по периметру России, тем лучше России. К чему сейчас стремятся США вместе с ЕС? Чтобы горячие точки создавали дополнительные проблемы для развития России, для ее экономического роста, для ее процветания, повышения благосостояния, развития страны, превращения в мощную мировую державу. Это все отвлекающие моменты, которые требуют огромных средств, внимания, требуют идти на какие-то уступки с какими-то странами, которые так же имеют влияние в этом регионе. Это глобальный вопрос, в котором карабахский конфликт имеет свое значение, играет роль некоторого фактора дестабилизации положения, дополнительных трудностей для России. Так что, конечно, Россия очень заинтересована в том, чтобы найти решение, она предпринимает большие условия для того, чтобы это произошло, но пока оно не просматривается.

- По вашей оценке, каково влияние армянской диаспоры, в первую очередь проживающей на Западе, на отношения между Россией и Арменией?

- Влияние имеется. Но в первую очередь, Армения заинтересована в получении каких-то финансовых средств, финансовой помощи, поэтому ежегодно и президент, и католикос выезжают в поездки по странам, где проживают крупные, богатые армянские общины - во Францию, США, страны Латинской Америки. Там они ведут работу по сбору средств.
Кроме того, власти уделяют большое внимание влиянию армянских общин (особенно в США и во Франции, где они достаточно богаты) на формирование благоприятного для Армении мирового общественного мнения по карабахской проблеме и по осуждению геноцида. Эти два приоритетных вопроса лежат в основе всей внешней политики Армении и формирования армянских мнений.
С другой стороны, в последнее время финансовая поддержка - я имею в виду благотворительность - Запада становится все меньше и меньше. Мне трудно сказать, почему. То ли это разочарование во внешней или внутренней политике Армении, то ли это влияние внешних сил на армянскую общину во Франции и Америке. Или и то, и другое.

12480 просмотров