Вестник Кавказа

В Армении нет консенсуса по проекту новой конституции

Сусанна Петросян, Ереван

Спецкомиссия по конституционным реформам (СККР) опубликовала предварительный вариант проекта 1-7 глав новой Конституции. Подготовка проекта конституционных изменений близится к завершению, уже 1 августа он будет представлен президенту. Окончательное заключение Венецианской комиссии будет готово в октябре. В случае принятия документа в Армении изменится форма правления с президентско-парламентской на парламентскую республику. Президент будет избираться вместо нынешних 5 на 7 лет, но уже не прямым голосованием, а голосованием выборщиков, сформированных из депутатов Национального собрания (НС) и представителей органов местного самоуправления. Внутреннюю и внешнюю политику государства будет разрабатывать и осуществлять высший орган исполнительной власти - правительство. Существенно расширятся также полномочия НС, которое будет контролировать все органы исполнительной власти. Из 131 парламентского места предусмотрено оставить не менее 101 (число депутатов может составить 120-130), а избирательную систему сделать 100-процентно пропорциональной.

По словам члена СККР, бывшего министра юстиции Геворка Даниеляна, новая Конституция предусматривает расширение полномочий НС по контролю над исполнительными органами власти, кроме того, заметно расширится статус оппозиционных сил - они не только займут гарантированные ответственные позиции в парламентских органах, но и смогут влиять на контрольную и кадровую политику.

Оппозиция получит кресло одного из вице-спикеров.

Однако вопрос состоит не в расширении полномочий оппозиции, ибо это не повлияет на баланс сил в системе власти, а в том, как будет формироваться власть и сможет ли общество ее контролировать.

Идеология изменений говорит о том, что реальным главой государства становится спикер, который, естественно, занимает пост в правящей партии.

"Серж Саргсян полностью раскрыл свои планы: из проекта Конституции следует, что он планирует совместить посты спикера и лидера правящей Республиканской партии Армении (РПА)", - уверен глава парламентской фракции радикально оппозиционной партии "Армянский национальный конгресс" (АНК) Левон Зурабян.

По мнению некоторых аналитиков, не столь важно, чтобы Саргсян занял пост спикера, ему достаточно быть главой РПА, поскольку, по задумке властей, изменения направлены на обеспечение постоянного пребывания у власти РПА.

Изменения в Конституции указывают на расширение полномочий спикера, а главное - на его практическую неуязвимость.

В новой Конституции содержится ряд пунктов, предусматривающих отстранение от власти президента и премьера. Глава правительства становится самой слабой фигурой во власти - парламент с согласия 1/5 депутатов может начать процедуру по объявлению вотума недоверия премьеру или какому-нибудь из министров. Далее, при наличии более 50% голосов от числа депутатов, НС может отстранить от власти премьера, это же относится и к любому министру.

Конституционные реформы предлагают проведение парламентских выборов в два тура. Если в первом туре ни одна из сил не в состоянии сформировать простое большинство, то проводится второй тур, по результатам которого в НС проходят две партии, или союз, получивший максимальное количество голосов. До настоящего момента в мире не было подобных примеров. Между тем, это нововведение может привести к тому, что в НС постоянно будет абсолютное большинство, или не более двух политических сил. Проект исключает такие понятия, как коалиционное правительство. К тому же, использование этой схемы может привести к уничтожению ряда нежелательных для властей политических сил.

 

В отличие от Грузии, где по вопросу о переходе с президентской на парламентскую форму правления между политическими силами был достигнут консенсус, в Армении нет такого согласия, оппозиция выступает против реформ, что естественно, отражает позицию солидного сегмента в армянском обществе.

За исключением правящей РПА и АРФ "Дашнакцутюн", в партийной программе которой отдано четкое предпочтение парламентской республике, ни одна из ведущих политических сил до сих пор не высказалась за принятие новых поправок. Правда, партии "Процветающая Армения", "Страна законности" и "Наследие" участвуют в обсуждениях, но до сих пор ни одна из этих сил не высказалась за необходимость принятия конституционных изменений. Наиболее жесткую позицию по-прежнему занимает АНК, представители которого настаивают на версии о воспроизводстве власти действующего президента.

Оппозицию, многих экспертов и граждан не устраивают заверения правящей элиты и членов СККР в том, что поправки будут способствовать более эффективному государственному управлению, ликвидируют существующий сегодня в пользу президента дисбаланс во власти, обеспечат более широкие полномочия оппозиции. Подозрительность вызывают также заявления некоторых членов СККР о том, что в конституционном проекте система безопасности и обороны гораздо устойчивей и эффективней, нежели та, которая действует по нынешней Конституции.

Сейчас мало кто хочет вспоминать, но в самом начале 1990-х в парламенте проходили длительные и непростые обсуждения о необходимости перехода с парламентской на президентскую форму правления, которая в условиях войны или возможного возобновления военных действий обеспечит большую оперативность и адекватность в принятии решений. Если же проанализировать утверждения об обеспечении более высокого уровня демократии в случае перехода к парламентской форме правления, то получится, что страны с президентской формой, в том числе США и Франция, являются не вполне полноценными в плане развития демократии.

Власть так не дает вразумительного объяснения относительно преимуществ парламентской республики по сравнению с президентской, поэтому странно звучит заявление члена СККР Вардана Погосяна о том, что Армения готова к переходу на парламентскую форму правления. А готово ли общество? Между тем, содокладчики ПАСЕ и Венецианская комиссия неоднократно указывали армянским властям на то обстоятельство, что в обществе нет консенсуса по вопросу смены правления. Наблюдатели опасаются того, что принятие неприемлемого для большинства населения проекта  вызовет раскол в обществе и дестабилизирует ситуацию в Армении.

35355 просмотров