Вестник Кавказа

В Грузии негостеприимно встречают "Роснефть"

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В Грузии негостеприимно встречают "Роснефть"
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Министр экономического развития Грузии Георгий Квирикашвили, считающийся одним из самых влиятельных членов кабинета министров, сообщил, что его ведомство "внимательно изучит" соответствие грузинскому законодательству соглашения между компанией бизнесмена Давида Якобашвили Petrocas energy group и "Роснефтью" о продаже российскому энергетическому гиганту 49% акций Petrocas, в том числе потийского нефтяного терминала.

Заявление Квирикашвили прозвучало в ответ на бурные протесты оппозиции, обвинившей власти в "продаже интересов страны" и передаче "жизненно важного нефтетерминала" российской госкорпорации, а значит российскому государству.
Формально правительство Грузии не имеет к сделке Petrocas energy group с "Роснефтью" никакого отношения и не обладает рычагами для аннулирования контракта, как на том настаивают соратники экс-президента Саакашвили по его партии Единое национальное движение. Но если учесть всю сложность российско-грузинских отношений, то в этот экономический сюжет может вмешаться политическая мотивация.
Правительство, разумеется, не имеет права диктовать двум бизнес-группам, на каких условиях им оформлять сделку о перераспределении активов, даже если эти активы расположены на территории Грузии и имеют для нее стратегическое значение (как огромный терминал в Поти). Однако если сделка противоречит грузинскому законодательству или одна из ее участниц нарушает какие-либо законы Грузии, власти могут отказать Petrocas и "Роснефти" в регистрации их соглашения в Службе государственного реестра. Это равноценно аннулированию сделки, поскольку, в отличие от "Роснефти", Petrocas платит налоги в грузинский бюджет, а значит, подотчетна фискальным органам Грузии.

То есть, как часто бывает на постсоветском пространстве "было бы желание, а статья найдется".
Оппозиция уже нашла такую "статью" - "Роснефть" активно работает в Абхазии, нарушая тем самым закон "Об оккупированных территориях". Согласно этому закону, грузинское правительство имеет право конфисковать имущество российских компаний–нарушителей.

Судя по всему, именно на это и намекал министр Квирикашвили, говоря о "проверке сделки". Впрочем, по информации "Вестника Кавказа", никаких реальных шагов грузинское правительство пока не предпринимало и процесс регистрации контракта продолжается в нормальном ритме.

Вместе с тем, обращает на себя внимание необычайно жесткое заявление премьер-министра Ираклия Гарибашвили, который сказал после встречи с одним из европейских коллег, что Тбилиси "не чувствует взаимности" от Москвы в ответ на попытки урегулировать отношения и учесть российские интересы, в том числе интересы российских государственных компаний. "Несмотря на наши констурктивные усилия, мы получаем неадекватные шаги со стороны РФ", - заявил глава грузинского Кабмина, имея в виду оформление Москвой Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве" с Абхазией, а также подготовку аналогичного договора с Южной Осетией.

Но вряд подобная увязка заставит Москву отказаться от стратегической линии по размежеванию двух направлений своей кавказской политики - грузинской и абхазо-югоосетинской. То есть, по меткому выражению одного политолога, Россия не прекратит "сотрудничать с Грузией так, как будто нет проблемы Абхазии и Южной Осетии, а с признанными республиками - так, как будто не существует Грузии".

Причем Москва, внимательно следящая за развитием событий вокруг "Роснефти", сразу дала понять, на что она готова ответить на лояльность грузинского правительства по отношению к российскому энергетическому концерну. Несмотря на вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, грузинские сельхозтовары по-прежнему беспрепятственно поступают на российский рынок. Недавно "Россельхознадзор" зажег "зеленый свет" перед важной статьей грузинского экспорта в РФ - зелень и всевозможные приправы, собранные в Грузии, впервые с 2006 года (после введения российского эмбарго) появятся на рынках Москвы и других городов России. И пусть это никого не смешит: экспорт зелени в Россию означает тысячи рабочих мест в депрессивных районах Западной Грузии.

 

21430 просмотров