Вестник Кавказа

В борьбе с превосходящей по силам Саудовской Аравией Иран ищет близости с Москвой

Die Welt

Напряженность между Саудовской Аравией и Ираном, еще в начале года наряду с другими факторами определявшая глобальную повестку, сегодня на карте мировых кризисов кажется второстепенной. Однако официальная статистика говорит об обратном - обе страны усиленно вооружаются, причем их главным орудием является производство нефти, где они перебивают ставки друг друга, достигая все новых рекордов. И Иран, и Саудовская Аравия выкачивают сегодня столько нефти, сколько не добывали уже много лет. Саудовцы даже поставили в июле новый исторический рекорд.

Избыточное производство тянет цену на баррель нефти вниз

Так, в июле Саудовская Аравия добывала в среднем 10,67 млн баррелей нефти в день, что где-то на 100 тысяч баррелей больше старого рекорда лета 2015 года. Иран, в свою очередь, в прошлом месяце добыл 3,85 млн баррелей нефти. В течение полугода Тегеран нарастил добычу более чем на миллион баррелей – подобной нефтяной атаки не ожидал ни один эксперт.

Статистика нефтедобычи показывает, насколько державы заинтересованы в том, чтобы распространить свое региональное влияние и побороть соперника экономическими инструментами. Ведь, по идее, обеим нефтяным странам было бы выгоднее не добывать слишком много сырья. Переизбыток производства им вредит, он тянет цены на нефть вниз и сокращает доходы. Но обе страны готовы мириться с финансовыми потерями для достижения более высокой цели.

«Саудовцы хотят обязательно сохранить свою долю на нефтяном рынке вопреки атаке Ирана», - говорит Абишек Дешпан, аналитик французского банка Natixis. Поведение обоих членов нефтяного картеля ОПЕК свидетельствует о том, что в ближайшее время скоординированного сокращения объема добываемой нефти ждать не стоит. Уже в сентябре планируется внеочередная встреча ОПЕК в Алжире. Дешпан не ожидает достижения конкретной договоренности. По этой причине аналитики опустили свой прогноз на нефтяную цену в текущем году на 15%. До отметки в 50 дол. цена быстро не поднимется. 

В борьбе за влияние, которую ведут между собой два сырьевых гиганта, арабские шейхи имеют лучшие позиции. «Себестоимость добываемой ими нефти значительно ниже», - объясняет Леон Лешус, эксперт гамбургского Института мировой экономики. Производственные затраты Ирана при добыче нефти существенно выше. Саудовцы терпят падение цен на нефть, потому что понимают, что по ним это бьет в меньшей степени, нежели по противнику.

После многолетнего эмбарго Ирану срочно нужны деньги

В Эр-Рияде также осознают, что Иран не сможет поддерживать устойчивый рост нефтедобычи при столь низком заработке. «После многолетнего эмбарго Ирану срочно нужны средства, чтобы обновить собственную технологию», - объясняет экономист Лешус. Выкачивать значительно больше нефти Иран сможет только после того, как он инвестирует в свою отсталую нефтяную инфраструктуру миллиарды долларов. Настоящим соперником в борьбе за рыночную долю Тегеран сможет стать лишь после успешной модернизации.

В начале этого года президент Хасан Рухани заявил, что его страна нуждается в иностранных инвестициях ежегодно в размере 30-50 млрд дол., чтобы достичь желанных экономических целей. Большая часть этих средств должна быть направлена в нефтяной сектор.

По этой причине с недавних пор Иран ищет близости с Москвой. И там выражают готовность к диалогу, особенно после того, как саудовцы бесцеремонно обошлись с Кремлем в апреле этого года. В последнюю минуту Эр-Рияд отказался от достигнутой договоренности о заморозке добычи нефти со стороны ОПЕК. В Москве, где исторически низкие цены на нефть особенно сильно дают о себе знать, надеялись на эту сделку.   

Владимир Путин хочет перетянуть Иран в Евразийский экономический союз

Ответ гордых русских не заставил себя долго ждать. Через несколько часов после этой пощечины Кремль объявил о выделении Ирану кредита в размере 5 млрд долларов. Сигнал был однозначным. Если шейхи и дальше будут упираться, блокируя решение о сокращении добычи, то Москва поддержит Иран в восстановлении его экономики.

С тех пор российский президент Владимир Путин старается заполучить Иран для ЕАЭС. В начале августа он встретился в Баку с Рухани и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Там была достигнута договоренность об интенсивном экономическом взаимодействии между странами. Для облегчения транснациональной торговли будет запущен транспортный коридор между Россией и Ираном через Азербайджан. Москва надеется получить таким образом более легкий выход на рынки Азии. Также русские будут строить в Иране атомный реактор.

Эксперты не уверены, что ситуативный альянс Москвы и Тегерана сможет повысить экономическую мощь мулл в их столкновении с Саудовской Аравией. Но интервенция русских на стороне Ирана определенно повлияет на одно: в скором времени напряженность между Ираном и Саудовской Аравией вновь даст о себе знать.     

11620 просмотров