Вестник Кавказа

Внешний долг Армении может составить 5 млрд долларов

Сусанна Петросян, Ереван

Делегация Армении, возглавляемая премьер-министром Овиком Абрамяном, на состоявшемся недавно ежегодном мероприятии Всемирного банка и Международного валютного фонда в США достигла договоренности относительно кредитного пакета стоимостью в 711 млн дол., благодаря которому в стране будет осуществлено 13 программ. Ожидаемый кредит увеличит сумму внешнего государственного долга Армении до 5 млрд долларов.

По данным Национальной статистической службы, общий государственный долг Армении на конец августа 2014 года составил 4 493,5 млн доларов. Объем внешнего долга не вызывает беспокойства у министра экономики Карена Чшмаритяна: "Внешний долг Армении сейчас превышает 4 млрд дол., однако параллельно идет погашение обязательств. Мы уже прошли пик процесса погашения. Основной задачей сегодня является рациональное управление долгом. Правительство никогда не принимало на себя долгового бремени больше, чем может обслужить, исходя из расчета ожидаемого роста ВВП",- заявил министр. Представители власти уверены, что размер внешнего долга для страны неопасен, поскольку не превышает отметку в 50% от ВВП. Кроме того, обслуживание долга не приведет к нарушению реализации какой-либо бюджетной программы.

Между тем, еще в сентябре во время обсуждения двух кредитных соглашений в сфере образования на сумму в 30 млн дол. парламентская оппозиция выступила категорически против увеличения внешнего долга. Депутаты от фракций "Процветающая Армения" (ПА) и "Армянский национальный конгресс" (АНК) предостерегли правительство от доведения размера долга до "юбилейной отметки" в 5 млрд. долларов.

Действительно пиковый период погашения внешнего долга пришелся на 2013 год, когда правительство вынуждено было направить на обслуживание долга свыше 400 млн дол., в полтора раза больше, чем в 2012 году. Однако решение вопроса об обслуживании внешнего долга остается одной из наиболее важных проблем армянской экономики. Порядка 80% от всего объема долга составляют задолженности Армении международным финансовым организациям. Наибольшее воздействие на объем внешнего долга оказали кредиты МВФ и Всемирного банка.

Экономист, представитель правления партии "АНК" Ваагн Хачатрян считает, что проблема состоит не столько в величине долга, а в том, каким образом и за счет чего страна намерена его вернуть: "Если бы ВВП создавался за счет нашего производства, то здесь не было бы опасности, то есть, для того, чтобы выплатить долги, нужно что-то производить".

По словам депутата от партии "ПА" Вардана Осканяна, управляемость долга это одно, а эффективное использование кредитов совершенно иной вопрос: "Кредиты не были использованы в тех сегментах экономики, которые с одной стороны способствовали бы экономическому росту, с другой - обеспечивали бы поступления в бюджет, способствуя облегчению груза обслуживания госдолга".

До сих пор те или иные кредитные средства не были израсходованы на открытие новых производств и создание новых рабочих мест, что способствовало бы увеличению доходов от производства. При нормальном раскладе эти доходы от производства облагаются налогами, с которых и управляется внешний долг. Вместо этого, армянское правительство берет новые кредиты, погашение которых становится дополнительной нагрузкой на бюджет и серьезным препятствием для развития экономики.

Бывший кабинет министров во главе с Тиграном Саркисяном лишь декларировал необходимость развития промышленности, создания рабочих мест, расширения производств. Во время премьерства Саркисяна (2008 - март 2014) не было сделано никаких шагов, направленных на развитие производства, малого среднего бизнеса, наоборот, проводимая правительством экономическая, финансовая и фискальная политика привели к разрушению малого и среднего бизнеса, следовательно, росту безработицы и повышению уровня бедности в стране. Результатом политики Саркисяна стало укрепление монополий, сокращение почти в три раза инвестиций в экономику и возросший за годы его премьерства более чем в два раза внешний долг. По официальным данным, внешний долг за период 1998-2008 годы. составлял 1,7 млрд долларов, а с 2008 года и по сей день превысил отметку в 4 млрд долларов. Однако экс-премьер решал проблему погашения долгов путем привлечения новых кредитов из-за рубежа.

По мнению некоторых экспертов, в 2014 году экономический рост в Армении составит всего 2,5%, что считается нулевым показателем. Новое правительство Овика Абрамяна стало заложником политики Саркисяна, но с другой стороны за полгода своей работы не предприняло реальных шагов, направленных на развитие экономики. Новое правительство намерено продолжать политику предыдущего - брать взаймы с целью решения социальных задач и поддержания экономики. Однако последняя, по сути, является живым организмом, который требует развития, расширения, создания конкурентоспособных производств, увеличения инвестиций, роста производства и экспорта. Власти же вместо создания нормальных условий для жизнеобеспечения этого организма продолжают брать кредиты, которые в виду высокого уровня коррупции используются неэффективно.

11845 просмотров