Вестник Кавказа

Вооруженный Каспий становится опасным

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Вооруженный Каспий становится опасным
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

В конце сентября - начале октября Россия и Иран проведут первые совместные боевые учения на Каспии, в ходе которых будет отрабатываться обеспечение безопасности на море. Как заявил военный атташе Ирана в Москве полковник Сулейман Адели, «Иран и Россия хотят, чтобы прикаспийские государства обеспечивали безопасность моря без вмешательства иностранных держав, они считают присутствие иностранцев причиной напряженности и конфликта».

Говоря об «иностранном вмешательстве», как правило, в уме держат США. Хотя в этом регионе сегодня присутствуют политические, военно-стратегические и экономические интересы не только США, но и Евросоюза, и Китая. Причины, по которым прикаспийские страны вооружаются - терроризм, экстремизм, сепаратизм и экспансионизм Запада. Это новые угрозы каспийского региона. Стратегия США на Ближнем Востоке также остается чувствительным вопросом для Каспийского моря - шаги, предпринимаемые на Ближнем Востоке с целью нарушения баланса сил посредством давления на Сирию, могут создать проблемы для всех прикаспийских стран, а также государств Закавказья.

«Регион Каспийского моря находится перед изменениями. Перемены на Ближнем Востоке и в Афганистане могут привести к усилению проблем в Каспии», - считает профессор Тегеранского университета Джахангир Карами. С его оценкой согласен генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. «Запад намеревается включить морской путь через Каспий в транзитный маршрут по выводу американских грузов из Афганистана. Прорабатываются самые различные варианты. Возможно, будет задействован казахстанский участок Каспия. Может быть, к этому будут подключены другие государства. При этом муссируются слухи о том, что какие-то вооружения будут оставляться странам, через территории которых будет осуществляться уход из Афганистана. Резонно предположить, что эти же страны интенсифицируют сотрудничество с Западом по военной линии. В любом случае появление на Каспии третьих стран - неважно, будут ли это США, кто-то другой, или группа - усилит и без того начавшуюся гонку вооружений среди государств бассейна», – сказал автору Сергей Михеев. По его мнению, проблему милитаризации Каспия нужно регулировать в формате пятисторонних договоренностей - прикаспийским государства должны заключить соглашение по безопасности.

Сложности ситуации в каспийском регионе добавляет его богатство. За энергоресурсы Каспия идет жесткая борьба, и ее накал только повышается. Председатель экспертного совета Фонда содействия сохранению Каспийского моря Серикжан Мамбеталин сказал автору: «Если есть большая нефть на Каспии и большие американские интересы, то всегда появляется угроза большой войны». По его мнению, об этом свидетельствует строящаяся инфраструктура – порт в Актау, который может быть задействован в перевалке грузов США из Афганистана.

«У нас есть опасения, что американская база в порту Актау будет постоянной», – сказал автору Мамбеталин. По его словам, это будет хорошая возможность для американцев не только для объявления северного Каспия зоной своих экономических интересов США – на месторождении «Кашаган» работают Chevron и Exxon Mobil, но и для постоянного мониторинга всей акватории Каспия и северного Ирана.

В сентябре стал одним из участников проекта «Кашаган» стал Китай, выкупив долю – 8,3 % кашаганского проекта. Таким образом, КНР вошла в группу главных игроков на «море дружбы». Китай уже владеет месторождением «Каражанбас» на западе Казахстана, но непосредственно на Каспий Китай еще не выходил. Эта сделка, по мнению экспертов, может стать для Москвы и Астаны головной болью.

С учетом всех этих переплетений (а названо то, что на поверхности) становится более понятной гонка вооружений, в которую втянулись страны бассейна, а также военные учения, которые прикаспийские государства проводят регулярно – самостоятельно, совместно – в разных конфигурациях. А ситуация еще больше усугубляется еще и потому, что пять прикаспийских стран так и не смогли прийти к единому мнению и урегулировать правовой статус крупнейшего водоема, шельфы которого богаты углеводородными ресурсами. Углеводородные богатства распределены не равномерно вдоль берега, а потому каждая из стран бассейна пытается закрепить за собой как можно больше площади. При этом они не гнушаются демонстрацией мускулов, даже посредством втягивания на свою сторону нерегиональных игроков. Более пристальное изучение того, как вооружены страны бассейна, лишь подтверждает обоснованность тревог специалистов, считающих, что ситуация пока под контролем, но лидерам пяти каспийских государств впору обсуждать не только вопросы, связанные со статусом водоема и его разделения на секторы, но проблему разоружения. Тем более что не так давно Каспийское море называлось «морем дружбы».

Россия
Согласно открытым источникам, на вооружении у российской Каспийской флотилии 27 кораблей и несколько десятков судов. Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий сообщил журналистам, что до 2020 года российская Каспийская флотилия получит еще 16 новых кораблей. Летом этого года ОАО «Зеленодольский судостроительный завод имени Горького» уже передал Каспийской флотилии новейший сторожевой корабль «Дагестан», построенный с использованием стелс-технологий. На сегодняшний день это самый мощный корабль на Каспийском море. Обладая водоизмещением 1500 тонн, «Дагестан» вооружен новым ракетным комплексом «Калибр-НК», способным уничтожать надводные и береговые цели на расстоянии 300 километров. Для сравнения – флагман Каспийской флотилии сторожевой корабль «Татарстан» вооружен ракетным комплексом «Уран», способным уничтожать надводные цели на расстоянии в 130 км.

Казахстан
Казахстан строит свою морскую базу в портовом городе Актау. У него на вооружении около 17 катеров. Первый ракетный корабль казахского производства водоизмещением 250 тонн спущен на воду весной 2012 года. Еще несколько военных кораблей собственного производства будут спущены на воду в течение ближайших нескольких лет. Сразу несколько источников сообщили, что Казахстан планирует превратить порт Актау в транспортный узел для перевозок военных грузов из Афганистана, минуя Россию. По данным МИД России, более 15 тысяч контейнеров уже прошло через порт в 2009-2011 годах, что составляет основную массу грузов, перевезенных по Северной транспортной сети. Заместитель главнокомандующего ВМС ВС РК Ермек Кожамберлиев недавно сообщил журналистам, что «выстраиваемую вдоль наших берегов систему наблюдения и связи мы предполагаем завершить к 2016 году, что позволит вести нам полный мониторинг казахстанского сектора моря и ляжет в основу АСУ ВМС - находясь в Астане, мы будем видеть реальную обстановку на Каспии». Согласно сообщениям открытых источников, до конца года у казахстанских моряков появятся еще два корабля. Помимо этого, Казахстан надеется на помощь США в развитии морской авиации.

Иран
У Ирана второй по силе, после России, флот на Каспии. До недавнего времени особенностью иранской флотилии было отсутствие крупных кораблей. Но ракетный эсминец собственного производства «Джамаран-2» ликвидировал этот пробел. Сегодня у иранской флотилии на Каспии еще 90 боевых единиц. По преимуществу – катеров различного назначения и тральщиков. Иранские ВМС планируется пополнить и строящимся корветом типа упомянутого «Джамаран», вооруженный противокорабельными ракетами, артиллерийскими установками и вертолетом. А в июне заместитель командующего ВМС Ирана вице-адмирала Аббас Замини сообщил, что Тегеран планирует разместить на Каспии легкие субмарины.

Азербайджан
Азербайджан в своем распоряжении имеет 30 патрульных катеров, полученных из Турции, три катера – из США. Кроме того, США помогли Азербайджану установить вдоль побережья морские радиолокационные станции и создать центр оперативного управления в Баку. Недавно власти Азербайджана объявили о заключении с Южной Кореей договора на строительство нескольких плавсредств, в том числе двух субмарин.

Туркмения
Настойчивые попытки нарастить свой военно-морской потенциал Туркмения стала предпринимать с 2009 года, когда президент Гурбангулы Бердымухамедов заявил о планах создания военно-морской базы для защиты морских границ республики. До этого Туркмения закупила украинские патрульные катера типа «Калкан-М» и «Гриф-Т», у Ирана были взяты в аренду семь катеров береговой охраны и один эсминец. В 2008 году у России были закуплены три сторожевых корабля с телеуправляемыми ракетами, а в 2009 году – два патрульных катера «Соболь». В прошлом году Ашхабад также закупил два быстроходных патрульных катера у Турции и ракетные катера «Молния» у России, которые несут 16 противокорабельных ракет комплекса «Уран-Э» с дальностью стрельбы до 130 км. В условиях Каспия, где большая дальность плавания не нужна, ракетные катера являются оптимальным средством для борьбы с корабельными группировками вероятного противника. Также в прошлом году Туркменистан заключил соглашение стоимостью 130 млн. долл. с южнокорейской компанией Hyundai Amco о строительстве судостроительного-судоремонтного завода в Туркменбаши, где планируется строить собственные патрульные катера Arkadag.

22195 просмотров