Вестник Кавказа

Война или мир: тупик Армении

Euractiv

Игра в шахматы - популярный вид спорта и развлечение как в Азербайджане, так и в Армении. В Армении шахматы даже стали обязательным предметом в начальной и средней школах. Хотя игра хорошо освоена на национальном уровне, Армения оказалась в очень трудном положении на шахматной доске региональной политики Южного Кавказа, особенно после эскалации  нагорно-карабахского конфликта в апреле 2016.

С двумя из четырех границ, закрытых для соседних стран, без прямого железнодорожного сообщения с Россией,  самой большой страной в регионе Южного Кавказа, Армения по определению находится в сложном географическом положении. Но две закрытые границы с Азербайджаном и Турцией стали исключительно результатом действий самой Армении. Военная агрессия и оккупация Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов Азербайджана привели к закрытию границ более 20 лет назад. Несмотря на признание этих территорий азербайджанскими и осуждение агрессии со стороны международного сообщества, Армения продолжает оккупацию, симулируя желание вести мирные переговоры.

Такая политика Еревана привела к тому, что усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта мирным путем затягиваются. Военная эскалация в апреле 2016 года служит напоминанием о том, что этот конфликт остается реальной угрозой региональной и международной безопасности. Он привлек большое внимание средств массовой информации и стимулировал политический импульс сильных держав для возвращения к вопросу урегулирования. Эскалация ситуации в Армении может быть описана в шахматных терминах как цугцванг - положение в игре, когда любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции.

Апрельская эскалация продемонстрировала военный потенциал Азербайджана, который дал асимметричный ответ на артиллерийский обстрел своего гражданского населения, живущего вдоль линии фронта между армянской и азербайджанской армий. В первый раз Азербайджан использовал свою военную мощь в контрнаступлении с целью отбросить артиллерийские позиции Армении и обеспечить безопасность гражданских. Операция была успешной. Азербайджан смог освободить часть своей международно признанной территории. Это был не мифический неудавшийся «блицкриг», как некоторые аналитики пытались его изобразить. Если бы это было так, то операция велась бы ​​на разных географических локациях, а артиллерийские позиции не были бы атакованы. Скорее всего, она была бы направлена на внедрение вглубь вражеской территории, чтобы установить там свои позиции.

Одним из результатов апрельской эскалации стало то, что был положен конец мифу о «неприступной» армянской линии обороны. Стало ясно, что Армения не сможет удержать свои военные позиции на оккупированных территориях, если Азербайджан использует  статью 51 Устава Организации Объединенных Наций и осуществит свое неотъемлемое право на самооборону, чтобы освободить оккупированные территории с помощью силы.

Оставшиеся ходы, доступные  Армении, могут лишь ослабить ее позиции. Военное противостояние с Азербайджаном приведет к кровопролитию, которое в итоге закончится военным поражением Армении. Это лишит страну тех дефицитных ресурсов, которыми она пока что обладает. С другой стороны, выбрав мир, но по-прежнему пытаясь сохранить контроль над оккупированными территориями Азербайджана, симулируя желание вести мирные переговоры, Армения ухудшит и без того ужасное экономическое положение и может ослабить свою внутреннюю ситуацию до статуса несостоявшегося государства. Лишь уход с оккупированных территорий Азербайджана может дать Армении возможность отказаться от безнадежной шахматной игры и способствовать установлению мира и экономическому развитию в регионе.

35310 просмотров