Вестник Кавказа

450 церквей примирения или раздора?

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

На прошлой неделе "Вестник Кавказа" опубликовал статью "Армения намерена отсудить у Грузии около 450 церквей?". Публикация вызвала живой отклик епархии Армянской Апостольской церкви в Грузии, которая выступила с опровержением, приведенных в статье фактов. По просьбе пресс-службы епархии Армянской Апостольской церкви в Грузии "Вестник Кавказа" опубликовал ее опровержение ("450 церквей раздора"). В нижеследующем материале автор "Вестника Кавказа" обосновывает свою позицию и проводит контраргументы к доводам епархии Армянской Апостольской церкви в Грузии.

В ответ на мою статью "Армения намерена отсудить у Грузии около 450 церквей?", опубликованную в "Вестнике Кавказа" 13 января 2015 года, пресс-служба епархии Армянской Апостольской церкви (ААЦ) в Грузии выступила с развернутым письмом, в котором попыталась опровергнуть мои доводы, применяя при этом известную технологию подмены фактов их интерпретацией.

Обращает на себя внимание, что авторы письма ни словом не упомянули российское информационное агентство "Интерфакс", в материале "Армения обратилась в ЮНЕСКО с требованием признать грузинские церкви армянскими" полностью подтвердившее главный вывод моей статьи со ссылкой на собственные источники.
Судя по всему, сотрудникам пресс-службы епархии ААЦ в Грузии спор со мной кажется более легким и "сподручным", чем с гигантским российским информационным агентством. Но это, в конце концов, их право.

Подтверждая уважение к епархии ААЦ в Грузии, должен заметить, что пресс-служба этого богоугодного учреждения прибегает к не совсем корректным приемам, хитроумно "уводя" читателя от сути вопроса. А суть, как раз, заключается в требовании "вернуть 450 церквей". Об этом и была моя статья.

Эти в высшей степени удивительные "претензии" в беседе со мной прокомментировал отец Микаэль Ботковели, секретарь святейшего и блаженнейшего Каталикоса-Патриарха всея Грузии, Ильи Второго. Поэтому, прежде всего, считаю уместным привести именно его высказывания, чтобы по ходу ответить и на все другие претензии пресс-службы епархии ААЦ в Грузии, основываясь на информации и мнении компетентного и уважаемого источника.

"Поначалу мы даже не поверили, что епархия ААЦ в Грузии обратилось к премьер-министру Грузии с письмом о "возвращении 450 церквей". Не поверили - из-за полной абсурдности такого требования, – с явным недоумением и горечью в голосе сказал в беседе со мной отец Микаэль. - Интересно, а в самой Армении есть такое количество церквей вообще, если уж они насчитали 450 "армянских церквей" в Грузии?"

Отец Микаэль Ботковели назвал действия епархии ААЦ в Грузии "попыткой осложнить отношения с Грузинской Православной церковью" и заявил: "Нам предстоит провести с ними очень принципиальную беседу для прояснения некоторых вопросов".

Согласно заявлению секретаря Каталикоса-Патриарха всея Грузии "подход епархии ААЦ в Грузии неконструктивен". Отец Микаэль подчеркнул, что в рамках реституции имущества, "разговор теоретически может идти всего лишь о нескольких церквях, причем обязательно с участием историков и искусствоведов".
"Случай с церковью на улице Леселидзе является важнейшим симптомом того, к каким выводам чаще всего могут придти объективные ученые", - заключил собеседник, подтвердив тем самым мнение историка и археолога Пааты Бухрашвили, который в беседе с "Вестником Кавказа" сообщил, что "нередки случаи, когда при раскопках армянских церквей в Тбилиси обнаруживается грузинская основа". Судя по всему, господин Бухрашвили, в том числе, имел в виду и церковь на улице Леселидзе.

С учетом всего вышесказанного, утверждение пресс-службы епархии ААЦ в Грузии о том, что она "не предъявляла претензий на какой-либо из храмов, принадлежащих Грузинской Православной церкви" звучит странно. На какие же тогда, если по замечанию отца Микаэля Ботковели "450 армянских церквей" его коллегам будет трудно насчитать в самой Армении, не говоря о Грузии?!
Впрочем, один из представителей епархии ААЦ в Грузии позднее в интервью грузинским СМИ проговорился, что в письме на имя премьер-министра речь все-таки идет, в том числе, об "огрузиненных армянских церквях".

Возникает вопрос, вы не претендуете ни на один из "каких-либо храмов, принадлежащих Грузинской Православной церкви", или же считаете часть этих храмов "огрузиненными армянскими церквями" и требуете их возвращения именно на этой основе.
В обоих случаях получается полный абсурд - оказывается, в Грузии есть "огрузиненные армянские храмы", которые не принадлежат Грузинской Православной церкви. Ну, есть себе и есть. Грузинская Православная церковь их "огрузинила" и забыла, поэтому, уже можно потребовать их "возвращения" как "бесхозного имущества".

В письме пресс-службы епархии ААЦ в Грузии "Вестнику Кавказа" сказано: "Грузинская православная церковь, без какого-либо согласия Армянской апостольской церкви, присвоила множество храмов, которые со дня своего основания и до вхождения Грузии в Советский Союз действовали в качестве армянских храмов и служили удовлетворению религиозных нужд прихода Армянской апостольской церкви в Грузии". Так упоминается о них в письме на имя грузинского правительства или нет? Желательно было бы пояснить читателю.

Утверждая, что "вопрос статуса "юридического лица" публичного права не связан с проблемой реституции конфискованного в Советский период имущества, и он являлся отдельной проблемой", авторы письма в "Вестник Кавказа" явно лукавят. Я лишь констатировал факт: многие действительно предупреждали экс-президента Саакашвили (наделавшего за свою карьеру множество наивных ошибок) и оказались правы, потому что "юридическое лицо" в любой стране является субъектом права не только данного государства, но и права международного. Авторы письма об этом прекрасно знают. Именно поэтому они (буквально через фразу) упоминают о хитрой записи, "вдруг" появившейся в одном из документов Комитета по правам человека ООН о том, что "проблемы, связанные с возвращением мест отправления культа и связанного с этим имущества религиозных меньшинств, которые были конфискованы в коммунистическую эпоху, остаются нерешенными" и рекомендации грузинским властям "решить проблемы, связанные с конфискацией мест отправления религиозных культов и связанного с этим имущества религиозных меньшинств". Не трудно понять, что такие "записи" в серьезных документах авторитетных международных организаций появляются не спонтанно, а в результате влияния определенных "групп интересов". В этом, конечно, нет ничего предосудительного, но зачем же считать читателей столь наивными?
Статус "юрлица" как раз напрямую связан с возможностью аппелировать к международным инстанциям с гораздо большим на то основанием.

Что касается ЮНЕСКО, тут ситуация вообще комичная. Обратим внимание на такую странность: в интервью грузинскому изданию "Квира" ("Российские СМИ пытались вбить клин между Грузией и Арменией?")  руководитель юридического отдела грузинской епархии ААЦ Левон Асаханян мечет гром и молнии, опровергая наличие подобных планов. Однако в письме пресс-службы епархии ААЦ в Грузии "Вестнику Кавказа" такого опровержения нет. В нем говорится лишь, что "целым рядом международных организаций, на протяжении последних лет уже неоднократно поднимался вопрос". Но если нет планов "интернационализации проблемы", то зачем же наводить туман?

Стоит ли утверждать, что вопрос не переносится в плоскость межгосударственных отношений, а армянские официальные делегации, будучи в Тбилиси (либо принимая аналогичные грузинские делегации в Ереване) не ставили эти вопросы на вполне на межгосударственном уровне, не говоря уже о нашумевшем визите в Грузию главы ААЦ? (см. "Грузино-армянские церковные отношения").

Еще одним примером "специфического лукавства" сотрудников пресс-службы уважаемой епархии стал пассаж о том, что "вопрос возвращения армянских храмов в Грузии в лоно Армянской епархии является вопросом правового характера, а не политического". В эпоху, когда даже футбольный матч или карикатура на религиозную тему становится политическим событием глобального масштаба, вопрос "возвращения 450 церквей", оказывается, вовсе не политика. Однако он волнует миллионы людей и об этом авторы письма прекрасно знают, поскольку живут в той самой среде, где эти вопросы воспринимаются именно с политической точки зрения, хотим мы того, или нет.

Еще один хитроумный пассаж о недопустимости упоминания "армянской стороны" можно отнести к той же специфике. Например, когда в Европейском суде по правам человека в Страсбурге рассматривается иск грузинского гражданина к собственному государству, он считается одной "стороной" судебной тяжбы, а государство - другой. В этом нет ничего оскорбительного ни для государства, ни для гражданина или группы граждан, добровольно ставших "стороной" в споре. Не говоря уже о том, что наличие Патриархии Грузинской Православной церкви, в качестве "стороны" в данном споре (как явствует из вышеприведенных высказываний отца Микаэля Ботковели) само по себе превращает в "сторону" и их оппонентов.

Хотя, признаюсь, мне, может быть, действительно не стоило упоминать "армянскую сторону", а конкретизировать субъекта, поскольку многие знакомые армяне считают претензии на "450 армянских церквей" в Грузии "полной чушью и глупостью" их авторов. Но это всего лишь их субъективное мнение, на которое они имеют полное право, как и мы все, включая, разумеется, и сотрудников пресс-службы уважаемой епархии.

Вообще, авторы письма слишком часто предъявляют мне претензии лишь за констатацию фактов. Хотя я как журналист имею право не только приводить факты, но и высказывать свое мнение. Надеюсь, епархия ААЦ в Грузии не ставит под сомнение это мое право, закрепленное Конституцией.

Одной из таких фактов стала "горькая обида Михаила Саакашвили" на "громкий прием", устроенный небезызвестному Ваагну Чахаляну (см. "Лидер джавахкских экстремистов создает вооруженную группировку?") в присутствии и явно по инициативе главы епархии ААЦ в Грузии, выходящий за рамки вознесения кроткой "благодарственной молитвы".
Оставьте за мной право высказывать свое мнение о том, как это все выглядело. Например, по мнению экс-президента Саакашвили, это выглядело отвратительно, о чем он неоднократно и говорил.

Наконец, выражаю надежду, что грузинские государственные институты внимательно отнесутся ко всем вопросам, беспокоящим граждан Грузии - прихожан Армянской Апостольской церкви и дадут на них компетентный ответ, невзирая на всякого рода "информационные штурмы" относительно принадлежности "450 церквей". Возможно, после компетентного анализа, к которому призвал и отец Микаэль Ботковели, выяснится, что их все-таки не 450, а несколько меньше. Как и грузинских церквей на территории Армении.

С уважением к сотрудникам пресс-центра епархии ААЦ в Грузии, Георгий Калатозишвили

ОТ РЕДАКЦИИ

"Вестник Кавказа" благодарит пресс-службу грузинской епархии Армянской Апостольской церкви за внимание к информационно-аналитическому порталу и его публикациям, в которых мы стараемся не только констатировать факты и описывать проблемы, но и находить пути их решения. Логика знает несколько способов опровержения тезиса, и наиболее распространенный из них – опровержение фактами. Факт в том, что Кавказ - общая родина десятков народов, и невозможно создать "особые условия" для какого-то одного из них в ущерб другому, особенно на территории, где переплетено материальное и духовное богатство армян, грузин, русских, азербайджанцев, евреев… Кавказцы обречены жить вместе, и от нас зависит, как мы будем относиться друг другу - с уважением или ненавистью; будем ли мы проявлять неумеренные аппетиты или довольствоваться тем, чем наградил нас бог; станем ли работать на объединение или на разделение церквей, территорий, народов.

27125 просмотров