Вестник Кавказа

Общность Южного Кавказа -1

Исмаил Агакишиев, Алексей Власов, Евгений Кришталев

Южнокавказский регион всегда рассматривался единым целым, как с политической, так и экономической точек зрения. Несмотря на сегодняшние конфликтные ситуации, мы знаем времена, когда Закавказье жило в мире и активно развивалось. Как, не копируя прошлое, создать условия для новых форматов сотрудничества на Южном Кавказе?

В регионе присутствует множество инициатив, работающих на такое объединение. Это и пространство СНГ, где Россия стимулирует интеграционные процессы, и инициатива ЕС "Восточное партнерство" с проектом создания ассоциации с южнокавказскими странами, и идеи Турции о платформе безопасности на Южном Кавказе – Кавказского пакта стабильности и сотрудничества. В каждом есть здравое зерно и наилучшим вариантом мог бы стать симбиоз разных составляющих. Но для начала необходимо убрать факторы, тормозящие развитие отношений между странами региона. В первую очередь речь идет о нагорно-карабахском конфликте, который не просто сдерживает развитие региона, а «работает» на спад деловой активности, стимулирует повышенные расходы на оборону, лишая стороны возможностей тратить значительные средства на региональную инфраструктуру. Закрытые границы лишь усугубляют перспективы интеграционных процессов на пространстве Кавказа.

Мадридские принципы, сформулированные ОБСЕ и поддержанные лидерами «большой восьмерки», могут изменить статус-кво в регионе и открыть дорогу к социально-экономическому сотрудничеству на пространстве Южного Кавказа с вовлечением в процесс не только Грузии, но и что особенно важно – Турции.

Экономика Турции уже вовлечена в несколько региональных проектов, которые реализуют Азербайджан и Грузия. Создавшийся тройственный альянс вполне мог бы стать примером для сотрудничества, осью, которая притягивала бы бизнес. Три страны связывают нефте- и газопровод, строится железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Это далеко не полный перечень проектов тройки, которые могли быть расширены и на Армению, которая в этом вопросе пока пребывает в изоляции.

Включение Армении в региональное сотрудничество превращение трио в квартет очень важно и для России, как кавказской страны, региональной державы. Российский бизнес имеет прочные связи с Арменией. По программе «Долги в обмен на собственность» российским компаниям отошла примерно половина активов армянской экономики. Понятно, что при закрытых границах развивать бизнес чрезвычайно сложно.

Еще одним фактором регионального измерения стало активное российско-турецкое сотрудничество. Оно нашло фактическое закрепление в ходе недавнего визита в Анкару президента России Дмитрия Медведева. Это направление трансформирует кавказский регион из квартета в квинтет – стратегическую пятерку. Это идеальная модель, к которой необходимо стремиться и предпринимать усилия для ее воплощения.

В этом контексте необходимо отметить и отсутствие официальных отношений между Россией и Грузией. Только на первый взгляд признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии сняло напряженность в регионе. Конфликт Тбилиси и Москвы оставляет вопросы безопасности в подвешенном состоянии. Причем для России на политической карте появилось еще два кавказских государства, и она рассчитывает на постепенное их вовлечение в общекавказскую кооперацию. Однако признание Сухуми и Цхинвали никак не соотносится с конфликтом в Нагорном Карабахе. Россия признает территориальную целостность Азербайджана и рассчитывает, что конфликт будет разрешен мирным путем, через переговоры.


Контуры экономического взаимодействия

Переходя к конкретным областям сотрудничества на пространстве Южного Кавказа необходимо выделить несколько направлений.

В первую очередь, это энергетика и энергоресурсы – основа экономического благосостояния Азербайджана, позволившая ему сделать оторваться от соседей по уровню экономического развития. Примечательно, что в сфере энергоресурсов уже имеются масштабные международные проекты, ставшие системообразующими в отношениях Азербайджана и Грузии, а также Азербайджана и России. В тандеме с этим блоком следует производство и передача электроэнергии – в этой сфере сотрудничают Россия и Азербайджан.

Что касается транспортной инфраструктуры, то состояние коммуникаций в регионе оставляет желать лучшего. Работы по их развитию нескоординированы. Исключением можно считать стать разве что железнодорожную магистраль от Баку через Тбилиси до Карса.

Далее в цепочке – телекоммуникационный сектор. Оптико-волоконная связь, телефония, интернет – все это области, где рост очевиден и требует регионального формата отношений. Несколько ведущих российских компаний действуют на рынках стран Южного Кавказа, однако о полноценной интеграции сетей пока говорить не приходится.

Финансовая система стран Южного Кавказа также развивается меньшими темпами, чем это было бы возможно в случае открытых границ. Из стран региона лишь Россия и Азербайджан не входят в ВТО. Банки России предпринимают некоторые действия по выходу на рынки стран по отдельности, наращивая присутствие в регионе, тем не менее это сопряжено с известными сложностями самого разного характера.

В странах Южного Кавказа очень слабо развит рынок ценных бумаг. Биржи как полноценный инструмент регулирования экономики и финансовой подпитки проектов пока не работают. Взаимопроникновение капиталов также ничтожно. Проекты между Грузией и Азербайджаном односторонние, и заключаются они в экспансии азербайджанского капитала на рынок соседней страны.

Очевидны и потери в области туризма, которые приносит наличие конфликтов.

Здесь следует напомнить и о каспийском измерении Кавказа. Развитие прикаспийского сотрудничества – одна из приоритетных задач, стоящих перед Россией перед Азербайджаном. Пересечение кавказского и каспийского формата вкупе с черноморской кооперацией лишь увеличивает возможности региона. Расположение от моря до моря расширяет возможности региона Южного Кавказа как транзитной территории. Сейчас эти возможности используются лишь частично.

Энергетика

Рассмотрим по отдельности каждый из перечисленных элементов потенциала сотрудничества на Южном Кавказе. Добыча энергоресурсов в Азербайджане обусловила создание инфраструктуры по транспортировке энергоносителей по маршруту Азербайджан-Грузия-Турция. Но, учитывая возможности наращивания добычи нефти и газа на каспийском шельфе (здесь надо упомянуть не только азербайджанские проекты, но и казахстанские), существующие транспортные артерии могут оказаться недостаточными.

Каждая страна, производящая энергоресурсы, заинтересована в диверсификации маршрутов, так же как и потребители в наличии разных источников сырья. Диверсификация как в России, так и ЕС стала стратегической задачей. И здесь транзитный потенциал региона предоставляет возможность для маневра. Вероятно, в случае отсутствия конфликтной ситуации между Азербайджаном и Арменией и сближения Еревана с Анкарой устроители трубопроводной системы для экспорта азербайджанских энергоресурсов долго думали бы о том, каким путем пойдут линии труб – через Грузию как сейчас или через Армению.

В нынешнем политическом наборе можно встретить размышления о том, что в случае решения конфликта часть коммуникаций для транспортировки возрастающих объемов азербайджанского сырья (или если брать шире – из Каспийского региона) могла бы пройти через территорию Армении. Точнее, маршрут энергопоставок мог бы пролегать условно вдоль русла реки Араз, заодно достигнув Нахичевани и обеспечив стабильность ее снабжения. Сегодня Азербайджану сложно обеспечивать свою автономию необходимым набором энергоресурсов.

Сейчас трудно представить многие из таких проектов, но как опция, стимулирующая пакет миротворческих инициатив в карабахском конфликте, они вполне заслуживают изучения. Кстати, об этом все больше говорят на Западе в русле обсуждения газовых проектов, в том числе и «Набукко». В случае положительного и долгосрочного решения вопроса Карабаха, нитка нефте- и газопровода получила бы ответвление на Армению.

Здесь же пакетно необходимо рассмотреть перспективы объединения электросетей региона. В каждой стране имеются значительные мощности для производства электроэнергии, однако во временном отношении случаются периоды пиков и дефицита производства. Объединение и синхронизация электросетей стали бы выходом из этой ситуации. Основа такого сотрудничества уже создается Россией, Азербайджаном и Ираном. Последний развернул масштабное строительство дополнительных энергопроизводящих мощностей, что позволило выйти на возможности экспорта электроэнергии. Азербайджан в рамках энергообмена снабжает кавказские республики РФ. Эта кооперация может быть расширена на весь регион с учетом Ирана, что создаст новые возможности для бизнеса, открытия новых рабочих мест. В виде отдельных проектов этот процесс уже идет – осталось придать ему региональное прочтение.
В следующем материале ВК расскажет о перспективных проектах в области транспорта, телекоммуникаций, финансов, туризма, а также каспийско-черноморском сотрудничестве.
Продолжение следует

31170 просмотров