Вестник Кавказа

Азербайджанская нефть: исторический экскурс

Исмаил Агакишиев, руководитель Центра кавказоведения при Российском государственном гуманитарном университете

1990 год вошел в историю СССР как остродраматический. Михаил Сергеевич Горбачев, проводивший политику, направленную на системное изменение государства, ломая старое, не смог взамен создать новое, лучшее. Провозглашенная политика «перестройки» завершилась, по сути, разломом системы, построенной в течение семидесяти лет ценой громадных трудов, пота и крови. Скоро стало понятно, что у Горбачева нет четкого плана и программы - он не знал, что строить. Проводимые реформы под лозунгом повышения жизненного уровня советского народа постепенно приводили к расшатыванию устоев страны. Некоторые внешние и внутренние силы, враждебно настроенные к СССР, были заинтересованы в его распаде. Эти силы подключились к организации межэтнических конфликтов, осознавая, какую опасность они могут представлять для многонациональной страны. Власти же СССР, информированные о подготовке конфликтов, преступно бездействовали. Первым и самым опасным конфликтом, расшатавшим государственную основу СССР, стал армяно-азербайджанский территориальный конфликт 1988 года. Итогом длительного недальновидного и провокационного бездействия центра стал указ Горбачева о вводе войск в Баку 20 января 1990 года. Военные расстреливали мирное население трассирующими пулями. Были убиты сотни бакинцев, предки которых обеспечивали нефтью многонациональную армию в годы Великой Отечественной войны.

Одним из элементов горбачевской политики, направленной на развал Союза было то, что, став первым президентом СССР, он на XIX съезде Советов обязал все союзные республики ввести должность «президента союзной республики». Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Абдурахман Везиров и его окружение, руководившее республикой в 1988-1990 гг., оказавшись между центральной партийной властью и набирающим силу Народным Фронтом, не смогли по ряду объективных и субъективных причин управлять ситуацией и оказались на обочине республиканской власти.

Первым секретарем ЦК КП Азербайджана Горбачев назначил Аяза Муталибова, который вскоре был избран президентом Азербайджана. Муталибов в отличие от своего предшественника всегда работал в области экономики - занимал посты директора Бакинского завода холодильников, руководителя Госплана Азербайджанской ССР, а в конце 1980-х стал председателем Совета Министров АзССР.

СПРАВКА ВК
Первый президент АзССР Муталибов Аяз Ниязы оглы родился 12 мая 1938 г. в Баку. В 1962 г. окончил Азербайджанский институт нефти и химии имени М.Азизбекова. В 1963 г. стал членом КПСС. Трудовую деятельность начал в 1958 г. старшим техником-конструктором бюро научно-исследовательского института. В 1959-74 гг. работал на Бакинском заводе электробытовых приборов мастером сборочного цеха, инженером, начальником ОТК, главным конструктором, главным инженером, директором. С 1974 г.– генеральный директор производственного объединения «Бакэлектробытмаш». С 1977 г. – на партийной работе, второй секретарь Наримановского райкома партии. В 1979 г. назначен министром местной промышленности республики, а в 1982 г. – заместителем председателя Совета министров, председателем Госплана АзССР. С января 1989 г. – председатель Совета министров АзССР, член Бюро ЦК КП Азербайджана.
На ХХХ и XXXI съездах Компартии Азербайджана избирался членом Ревизионной комиссии и членом ЦК Компартии Азербайджана. На январском (1990 г.) Пленуме ЦК КП Азербайджана избран первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана.18 мая 1990 г. на сессии Верховного Совета Азербайджанской ССР одиннадцатого созыва был избран первым президентом Азербайджанской Советской Социалистической Республики.

В середине 1980-х политическая обстановка в стране постепенно начала меняться, что отражалось на проведении экономической политики. Богатые природные ресурсы, ставшие монопольной собственностью государства, давно уже привлекали международные компании. Муталибов не всегда соглашался с политикой, проводимой центральной московской властью. Выступая с докладом на тему «О текущем моменте и задачах партийных организаций по перестройке своей деятельности и переходу республики на рыночные отношения» на пленуме ЦК КП Азербайджана 28 января 1991 года, он говорил, о том, что в ходе перестройки руководство СССР допустило несколько стратегических и тактических ошибок: «Не спрогнозировав возможные последствия, мы стали разрушать десятилетиями функционировавшую систему управления. КПСС, не проанализировав допущенные руководством ошибки, заняла по всем вопросам соглашательскую политику». (Бакинский рабочий 30 января 1991 г.)

На наш взгляд, КПСС с ее многочисленными членами (в 1980 гг. их число доходило до 20 млн) заняла согласительную позицию гораздо раньше, после «чистки» Сталина, перманентно проходившей в рядах партии с 1920-1930 годов. Постоянные репрессии и принцип демократического централизма, обожествление лидера партии стали основными причинами политики соглашательства членов партии от высшего руководства. Это понимали и противники СССР в холодной войне. По этому слабому месту они и нанесли сокрушительный удар.

В результате загнаивающая система руководства (большей частью еще в 1960-1980 гг. отошедшая от ценностей гуманной социальной доктрины марксизма и мечтавшая об укреплении своей власти путем захвата материальных богатств) очень быстро отошла от провозглашенной и реализуемой социалистической политики.

Глубокий экономический кризис подталкивал руководство государства к принятию абсолютно новых решений. Экономический кризис в СССР проявился в первую очередь в нехватке продовольствия с конца 1970-х, что в 1980 году побудило власти к принятию Продовольственной программы. Между тем в высших эшелонах власти и конкретно в Политбюро кризис становился основным препятствием для исполнения всех принятых экономических проектов и этой программы, в частности. В 1990-е кризис еще более углубился. Страна продолжала политику бартера. Нефть обменивалась на продовольствие. В попытках преодоления кризиса партийная власть вынуждена была использовать инструментарий в том числе и рыночной экономики для нерешенных задач. На октябрьском пленуме 1990 года ЦК КПСС выступил за рыночные отношения, расценивая их как путь выхода из экономического кризиса.

В Баку нефть (на суше и в море) ежегодно добывалась в пределах 10 млн тонн, что покрывало внутренние потребности республики. Однако по качеству эта нефть оставалась на лидирующей позиции в советском пространстве. Добыча углеводородов в таком небольшом количестве была в какой-то степени связана с уменьшением залежей нефти на суше и необходимостью крупных финансовых вложений для добычи нефти из более глубоких пластов дна Каспийского моря. По сравнению с месторождениями в Волго-Уральском районе («второй Баку»), а после в Западной Сибири, добыча нефти с шельфа Каспийского моря выглядела более затратной. Поэтому для центральной власти она потеряла актуальность начиная с середины 1940-х, после окончания Великой Отечественной войны.

Баку, бывший с 1848 г. одним из мировых центров нефтяной промышленности и дававший до середины ХХ века в среднем 85% нефти России, в СССР уже не имел такого значения для центральной власти. В СССР, делившем с Саудовской Аравией лидирующее место по добыче и экспорту нефти, основные действующие месторождения находились в Западной Сибири. Однако в Баку было сосредоточено целое объединение «Союзнефтемаш», производящее 70% оборудования, применяемого в нефтяной промышленности СССР и стран СЭВ. В рамках этого объединения функционировало 14 крупных предприятий по производству оборудования нефтяного машиностроения и два отраслевых научно-исследовательских института. Баку также оставался крупным промышленным центром по переработке сырой нефти. Два крупных завода БНЗ им. XXII съезда КПСС и НБНЗ им. Владимира Ильича перерабатывали в год более 10 млн тонн нефти. В Сумгаите в советские годы был построен целый нефтехимический комплекс.

Для руководства компартии Азербайджана главным потенциалом для выхода из экономического кризиса (наряду с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства) приоритетной оставалась нефтяная промышленность. Как и руководители других союзных республик, Муталибов поддерживал переход на рыночную экономику. В складывании рыночных отношений он видел путь выхода из экономического кризиса, охватившего всю советскую экономику.

24 января 1991 года правительство АзССР приняло постановление об образовании Бакинской биржи. Учредителями первой в республике товарной биржи стали Бакгорисполком, Госснаб АзССР, объединение «Азнефть», «Каспморнефтегаз», «Бакэлектросбытприбор», БНЗ им. XXII съезда КПСС и НБНЗ им. Владимира Ильича. Основной целью биржи было привлечение в республику необходимых товарных масс, насыщение рынка продукцией товарно-технического назначения и товарами народного потребления.

Вообще в СССР при плановой директивной экономике и при отсутствии на протяжении долгих лет всех атрибутов рынка возник экономический кризис, не присущий западному миру. Если в странах со сложившейся рыночной экономикой кризис выражался в перепроизводстве товаров и отсутствии спроса на них, то в стране Советов спрос на качественную продукцию был, а эти товары отсутствовали. На бирже предполагалось создание специальных отделений для торговли. Одним из них был отдел по торговле нефтепродуктами. Кризис углублялся, партийное руководство понимало свои ошибки при проведении политики перестройки, но еще не до конца понимая законы и основные действующие рычаги рыночной экономики, не собиралось в начальный период «уйти» с рынка. Муталибов на октябрьском пленуме 1990-го года отмечал: «Партия не должна уходить из экономики, а должна лишь менять форму участия в ней». Политическая обстановка в республике начала меняться в 1988 году, через год после выселения азербайджанцев из Армении, а в 1990 году - из НКАО. Началось выселение армян с территории Азербайджана. В одночасье тысячи людей оказались без крова, работы, средств к существованию.

Январские события привели Баку к параличу власти. Итогом постоянных волнений и забастовок стал дефицит бюджета (в начале 1990 года 5 млрд руб. или 35% всего бюджета). В советские годы в Азербайджане никогда не было такого бюджета. В феврале 1990 года могли бы возникнуть трудности с выплатой зарплаты. Только поддержка и помощь центральной власти и целенаправленная работа руководства республики сделала возможным снизить дефицит бюджета до 5%. Однако новое время поставило перед руководством республики новые задачи. Необходимо было разработать экономическую стратегию Азербайджана, направленную на системное изменение, позволявшее перейти от командно–административной к рыночной экономике.

Анализируя решения, принятые решения в годы руководства Муталибова, мы приходим к мнению, о том, что создать целостную программу, позволившую разработать экономическую стратегию, не удалось. (Справедливости ради отметим, что этого не удалось осуществить и в рамках всего СССР). Однако отдельные принципы разрабатывались и принимались на вооружение - намерение создавать совместные предприятия, осторожное допущение иностранного капитала в нефтяную промышленность. В марте 1991 года Муталибов говорил о возможности на начальном этапе сотрудничать с иностранными нефтяными компаниями хотя бы в устранении горящих факелов. Население Баку, страдавшее от горения газов и от загрязнения нефтью территории Апшерона, с большой надеждой следило за этими выступлениями.

После чрезмерно интенсивной добычи нефти на Апшеронском полуострове в 1940-1950 годы в пластах, по мнению специалистов, еще оставалось примерно 30% нефти. Но на ее разработку у республики не было денег и соответствующей технологии. Создавая с международными нефтяными компаниями совместные предприятия, руководство республики намеревалось извлечь оставшуюся нефть. В морской добыче нефти также были большие проблемы, возникавшие с добычей нефти с 1949 году - на дне моря находились сотни тысяч тонн металлолома, не считая буровых вышек на платформе.

Одной их главных особенностей экономики Азербайджана начиная с 1988 года была нестабильная политическая обстановка в связи с нагорно-карабахским конфликтом, углубляющим в свою очередь экономический кризис, охвативший всю страну Советов. Первый президент Азербайджана Муталибов подчеркивал: «Выход я вижу в скорейшей стабилизации политической обстановки в стране и в максимальном привлечении западного капитала».
Продолжение следует

31225 просмотров