Вестник Кавказа

Азербайджанская нефть: исторический экскурс

Исмаил Агакишиев, руководитель Центра кавказоведения при Российском государственном гуманитарном университете
Газовое хозяйство Азербайджана, одно из старейших в СССР, по имеющемуся опыту могло бы стать одним из передовых и образцовых. Однако ситуация, сложившаяся в отрасли в 1990-1991 годах, вызывала тревогу. Анализ на 1 января 1989 года фактического потребления газа в республике показывает, что оно составило 16 млрд кубометров в год, что было на 6,1% больше запланированного. При этом потери газа при транспортировке были очень высоки. Они за указанный период составили 1 млрд 44 млн кубометров в год.

Реальная потребность экономики в конвертируемой валюте еще в 1990 году побуждала руководство принять конкретные решения, направленные на обеспечение этой актуальной задачи. В Баку была создана внешнеэкономическая ассоциация «Дениз». Ее учредителями выступили стали производственные объединения «Каспморнефтегаз», «Азнефть» и Каспийское морское пароходство. Председателем Совета ассоциации был избран генеральный директор объединения «Касморнефтегаз» К.Абасов. Цель создания этой внешнеэкономической ассоциации была в укреплении делового сотрудничества азербайджанских предприятий нефтяной и газовой промышленности, морского транспорта с зарубежными фирмами. Основной упор ассоциация делала на совместное производство, на создание совместного азербайджано-американского предприятия в целях организации новых, экологически чистых производств в нефтяной и газовой промышленности, на переработку неиспользуемых отходов.

Одним из актуальных вопросов на протяжении долгих лет для советских нефтяников оставалась проблема попутного газа, выбрасываемого в атмосферу. Американскими же компаниями была создана соответствующая передовая технология, решающая этот вопрос. Именно поэтому партнером ассоциации «Дениз» выступила хьюстонская фирма «Истерн кредит лимитед ИНК», и в качестве первого шага строились планы утилизации попутного газа. Количество этого сырья доходило до 1,5 млрд кубометров. На первоначальном этапе планировалось получать из него газовый бензин, пользующийся спросом на мировом рынке.

Второй большой задачей ассоциации «Дениз» стала разработка технико-экономического обоснования на демонтаже морских гидротехнических сооружений, у которых срок эксплуатации истек. Отечественная технология также была не в состоянии решить эту проблему; велись активные переговоры для привлечения к этой работе западных фирм.

Третья задача, поставленная правительством перед ассоциацией «Даниз», касалась повышения ежегодно снижающегося уровня добычи нефти на действующих скважинах. Решить эту проблему было возможно посредством иностранных новейших техник и технологий. Такого рода оборудованием советские нефтяники не располагали. Многие разведочные скважины вообще не использовались из-за отсутствия подводного эксплуатационного оборудования.

Сокращение добычи на используемых скважинах и выход из строя скважины с запасом нефти при отсутствии необходимого оборудования и технологии наносило ощутимый удар в росте количества добываемого сырья как по всей стране, так и в Азербайджане. В последней пятилетке на 1 млн тонн нефти и на 334 млн кубометров газа уменьшилась добыча в производственном объединении «Азнефть». Действующий фонд скважин сократился на 329 единиц. Итогом превращения в груду металлолома прежде действующих буровых стало невыполнение плана 1990 года по добыче нефти. Недобор «Азнефти» составил свыше 476 тысячи тонн нефти. Во время переговоров с фирмами ассоциации «Дениз» было достигнуто соглашение о том, что фирмы обязуются поставлять необходимое оборудование в обмен на добываемую ими нефть. Это были первые попытки привлечения к добыче нефти зарубежных нефтяных компаний.

Велись также переговоры об использовании судов Каспийского пароходства для транспортировки грузов западных компаний, что дало бы дополнительные поступления валюты в республику. Суда планировалось использовать в двух направлениях. Первое – транспортировка продукции ассоциации до западных потребителей. Второе - сдача в аренду зарубежным компаниям морского транспорта ассоциации. Этому способствовали выгодные предложения об аренде от американских, английских и турецких компаний. Ассоциации компании гарантировали оплату в свободно конвертируемой валюте. Переговоры об аренде проводились с турецкой компанией «Балис» и с английской фирмой «Ленчи».

Решение Кабинета министров Азербайджанской Республики о национализации Каспийского пароходства, создавало благоприятные условия для свободной деятельности соответствующих ведомостей и гарантировало освоение исключительно Азербайджанской Республикой полученных валютных доходов от использования морских судов. Заинтересованность республиканских властей в связи с национализацией пароходства возрастала.

Каспийское пароходство представляло собой сложный механизм, объединявший флот и крупные предприятия пароходства. Стоимость этого гиганта доходила до 1 млрд рублей. В систему Каспийского пароходства входил торговый флот (танкеры и сухогрузы), четыре судостроительных завода, Бакинский порт, десятки береговых обслуживающих предприятий, а также сотни жилых домов, больницы, поликлиники, детские сады. По существу к осени 1991 года Каспийское пароходство было одной их немногих организаций, являющихся источником поступления валюты.

Международные нефтяные компании азербайджанский сектор Каспия интересовал еще по причине существующей инфраструктуры в этой части моря и опыта азербайджанских нефтяников по добыче нефти с глубины моря в течение десятилетий. С конца 1960-х осуществлялся переход к эксплуатации плавучих буровых сооружений и буровых кораблей при разведке и разведочном бурении. Предшественниками современных плавучих буровых и передвижных платформ были спаренные киржимы. Еще до Великой Отечественной войны с их бортов начали бурить нефтяные скважины на море. Возможности их были ограничены: бурение, возможно, было только на мелководье в дни, когда не было ветра и волн. Редко бригадам, работавшим на киржимах, сопутствовала удача.

Для советских плавучих буровых сооружений оптимальная глубина моря была 140 метров. Штормовые дни поздней осени и холодной зимы не были препятствием для этих установок. До 1990 года на балансе «Каспморнефтегазпрома» имелись 7 самоподъемных и 5 полупогруженных плавучих буровых установок, предназначенных для бурения скважин на глубине от 76 до 6 000 метров. Они работали не только на азербайджанском берегу Каспия, но и в восточной части Каспийского моря, в частности в туркменском секторе.

Благодаря эксплуатации плавучих буровых установок в других секторах Каспия «Каспморнефтегазпром» имел большие доходы. В августе 1990 года был заключен контракт между этой организацией и Национальной иранской нефтяной компанией по использованию «Хазар-1», которая первой пошла на поиски нефти в иранском шельфе. К декабрю 1990 года на этой структуре уже сверили породы на отметке 4 240 метров, но расстояние до проектной глубины (6 тыс. м) было еще немалым.

К декабрю 1990 г. в составе морского управления разведочного бурения было 12 плавучих установок. Установки были советского производства, изготовлялись в России. По заказу «Каспморнефтегазпрома» в 1990-91 годах завершилось строительство полупогруженной установки «Шельф-5».

Однако большие вложения в нефтяную отрасль СССР в кризисной экономической ситуации сопровождались большими политическими и финансовыми рисками - не было гарантий сложившихся крупных финансовых институтов. Вместо преодоления кризиса с помощью реформ, выработки и реализации конкретный антикризисной программы высшее руководство страны вело политику, приведшую к ее распаду. К марту 1991 года во всех союзных республиках были избраны президенты. Это носило формально-директивный характер: по существу все бывшие первые секретари ЦК КП республик автоматически стали их президентами. Появление наряду с президентом СССР 15 президентов союзных республик заложило основу политического противоречия в высшем руководстве.
Продолжение следует
27060 просмотров