Вестник Кавказа

Азербайджанская нефть: исторический экскурс

Исмаил Агакишиев, руководитель Центра кавказоведения при Российском государственном гуманитарном университете
Осенью 1994 года экономист Зияд Самедзаде дал оценку состояния экономики: «Я по натуре оптимист и верю в будущее Азербайджана. Однако сегодня положение в экономике близко к катастрофе, грубейшие просчеты очень дорого обошлись нашему народу». (Бакинский рабочий 14 октября 1994). Объем производства составлял 33% национального дохода, простаивала большая часть производства. Война в Карабахе вынудила страну идти на колоссальные расходы, парализовала многие участки экономики, финансово-кредитную систему.

В июле 1994 года потребительская корзина составила примерно 14 тыс. манатов при минимальной зарплате 2 тыс. манатов. Таким образом, минимальная зарплата в стране была чуть выше доллара. Был подорван интерес к производительному труду. Главной причиной отставания в социально-экономическом развитии стало отставание в производительности. Продовольственный рынок был заполнен импортными товарами. Это происходило в Азербайджане, природно-климатические условия которого позволяют обеспечивать себя за счет внутренних ресурсов. В советские годы у Азербайджанской Республики баланс по произведенному и использованному доходу был в пользу произведенного. Но после распада СССР не проводилась политика защиты внутреннего рынка, не создавались соответствующие экономические механизмы.

Необходимо было поддерживать немногочисленных предпринимателей, занимающихся производством, решать проблему дефицита руководителей, бизнесменов, владеющих законами рыночной экономики, методами организации прибыльного производства в новых условиях. Корень многих просчетов и упущений был в отсутствии системности в решении социально-экономических задач и программы реконструкции всей социально-экономической системы.

Методологические и методические основы социально-экономических преобразований в республике разрабатывались теми же людьми, чья надуманная экономическая доктрина на практике показала полную несостоятельность. За минимальную зарплату к октябрю 1994 года можно было купить лишь 33 кг хлеба (год назад – 150 кг), 1,1 кг мяса (3,7 кг), 20 литров бензина (100 л). Не было обеспечено соотношение фонда потребления с ростом инфляции. По международным стандартам, при повышении цены фонд потребления должен увеличиваться не менее чем на 65-70%.

Для вывода экономики из коллапса особенно актуальным было привлечение инвестиций. Фактически Азербайджан стоял на пороге второго нефтяного бума в своей истории, для этого были большие возможности, однако были и большие как экономические и политические препятствия.

В условиях глубокого политического кризиса в июле 1993 года к власти пришел Гейдар Алиев. А осенью 1994 года Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) подписала соглашение с 11 ведущими нефтяными компаниями мира по разработке месторождений «Азери»-«Чираг»-«Гюнешли» (АЧГ) в азербайджанском секторе Каспия. Участниками контракта стали нефтяные компании Великобритании, России, США и других государств. Соглашение вошло в историю как «контракт века» и стало ассоциироваться исключительно с личностью президента Гейдара Алиева. Росчерком пера отодвигалась серьезная политическая угроза: в течение лета-осени 1993 года армянские войска заняли азербайджанские города Джебраил, Физули, Кубатлы и селение Гарадиз.

В литературе господствует ошибочное мнение, что первый нефтяной контракт с западными странами и США Азербайджан заключил в сентябре 1994 года. В действительности это было намного раньше. 10 августа 1994 года в Вашингтоне вице-президентом ГНКАР Ильхамом Алиевым был подписан первый нефтяной контракт Азербайджанской Республики с американской компанией Юнайтед БМБ.

Контракт, рассчитанный на 10 лет с возможной пролонгацией, предусматривал разработку и совместную эксплуатацию двух нефтяных месторождений, мощностью несколько сот миллионов баррелей нефти. Уже это продемонстрировало решительность Азербайджана в освоении своих недр с использованием западных инвестиций (Газета «Azerbaycan», 19 августа 1994 года).

В рамках новой экономической концепции фактически пересматривалась роль нефтегазового сектора в развитии государства. Волевым решением новый президент приостановил назначенное на 21 июля 1993 года подписание контракта. Гейдар Алиев понимал, что контракт во многом имел характер «навязанного», т.е. его условия были невыгодны молодой республике и способны нанести ощутимый ущерб ее национальным интересам. Гейдар Алиев, поясняя задержку с подписанием контракта, заявил американскому изданию «Чикаго Трибюн»: «Я понимаю, что нефтяные компании, привлекающиеся в Азербайджан, имеют свой экономический интерес. Это вполне естественно. Но в то же время мы должны поставить интересы нашей страны выше интересов компаний». Фактически это означало, что теперь этому проекту руководство республики будет уделять повышенное внимание, особенно на стадии согласования условий контракта.

Сложная политическая ситуация вокруг армяно-азербайджанского конфликта требовала незамедлительного решения. Гейдар Алиев поддержал предложение о вхождении в СНГ. Тогда уже было понятно, что многое зависит от России, испытывающей известные внутриполитические сложности и вынужденной участвовать во многих миротворческих ситуациях на постсоветском пространстве. Однако в процессы, протекающие в рамках выстраивания новой конфигурации в каспийском регионе, вмешивается Турция.

Большинство специалистов склоняются к тому, что не последнюю роль в расширении турецкой активности в регионе сыграли западные страны, в первую очередь США. Кстати, существует точка зрения, согласно которой конфликт между Азербайджаном и Арменией во многом был спровоцирован British Petroleum, рассчитывающей занять прочные позиции в регионе, в том числе за счет ослабления азербайджанской элиты. Азербайджану приходилось лавировать между интересами России и западных стран.

Гейдар Алиев привлекает НАТО к процессу решения внутренних проблем республики – 3 мая 1994 года в Брюсселе подписывает рамочный документ «Партнерство ради мира». Во властных кругах США с апреля 1994 года активизируется политика поддержки нефтяной стратегии Азербайджана, что было подчеркнуто Ильхамом Алиевым в Вашингтоне: «Конечно, ничто не меняется вмиг. Но последние 4-5 месяцев из Америки поступает информация, свидетельствующая о поддержке нас» (Газета Турции «Zaman», 12 августа 1994 года).

Необходимо также учитывать большое влияние армянского лобби в США, не заинтересованного в сближении властных структур США и Азербайджанской Республики. Это делало актуальным постоянные демарши вице-президента ГНКАР Ильхама Алиева в США.

Постепенно изменился и подход американских СМИ в отношении Азербайджанской Республики, которая до этого рассматривалась, несмотря на потери территорий, как страна-агрессор, и армянскому лобби удалось провести 907-ую поправку. Однако с марта-апреля 1994 года на Западе начинают публиковать более беспристрастные и объективные материалы. Ильхам Алиев в своем выступлении отмечал: «Несмотря на деятельность армянского лобби, я верю, что американская политика изменится. Подписанный с компанией БМБ контракт показывает, что Азербайджан открыт для Соединенных Штатов».
22925 просмотров