Вестник Кавказа

Азербайджанская нефть: исторический экскурс

Исмаил Агакишиев, руководитель Центра кавказоведения при Российском государственном гуманитарном университете
При проведении переговоров по «Контракту века» Гейдар Алиев опирался и советовался с руководителями и специалистами Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР). Сам Гейдар Алиев прекрасно знал советскую экономику в целом и нефтяную в частности. В 1969-1982 годы он отвечал за экономику Азербайджана, а до 1987 года за экономику СССР. Между тем проверкой готовящегося контракта занималась специально созданная комиссия иностранных экспертов и группа ведущих специалистов ГНКАР, в рамках которой работал и Ильхам Алиев. Комиссия и группа занимались анализом аналогичных международных контрактов, переговорами с иностранными инвесторами, в результате чего азербайджанская сторона обрела четкую позицию в переговорах по будущему контракту. Параллельно проводилась серьезная кадровая реорганизация управленческого состава ГНКАР (руководителем был назначен Натик Алиев, в феврале 1994 года ГНКАР были возвращены ее функции и т.д.).

Результатом политики Гейдара Алиева стало изменение условий переговоров с иностранными инвесторами. Теперь Азербайджан предлагал уже не три месторождения, а только два «Азери» и «Чираг», исключив «Гюнешли». Доли в контракте распределились следующим образом: АМОКО - 24,3%, «БП/Статойл» - 36,7%, «Пеннинзойл/Ремко» - 17%, «Юнокал» - 16%, «МакДермотт» - 3,5% и «ТПАО» - 2,5%» Вскоре компаний «Дельта-Нимир» (Саудовская Аравия»), купив у «Юнокала» 15% его доли (1,68%) в консорциуме, вошла в проект.

К июню 1994 года на переговорах с консорциумом иностранных компаний по совместной разработке морских нефтяных месторождений «Азери» и «Чираг» были достигнуты положительные сдвиги в процессе подготовки контракта, что позволяло по свидетельству Гейдара Алиева «надеяться на завершение переговоров в короткие сроки» («Бакинский рабочий», 7 июня 1994 г.). Переговоры продолжались в Стамбуле. В этих целях 6 июня 1994 года туда вылетела рабочая группа ГНКАР во главе с ее президентом Натиком Алиевым. Очередной раунд переговоров должен был продлиться до 20 июня. Президент компании «Дельта Ойл» отмечал: «Наш основной интерес, как компании Саудовской Аравии, заключался в участии в развитии нефтяного сектора братской мусульманской страны» («Бакинский рабочий», 5 июня 1998 г.)

Было два пути: либо подождать 15-20 лет и своими финансами осваивать нефтяные месторождения Каспия, либо сотрудничать с иностранными компаниями. Вначале руководство СССР, а после руководство независимой Азербайджанской Республики приняло на вооружение второй путь развития нефтяной промышленности. Было выдвинуто предложение об освоении месторождения «Азери» и объявлен тендер. Условия тендера были отправлены компаниям 16 стран. Но только шесть иностранных компаний - компании США АМОКО, «Юнокал», «Мак Дермотт», компании Великобритании «Би Пи», «Статойл» (Норвегия) и ТПАО (Турция) - ответили на этот запрос положительно. После было добавлено в условия контракта освоение месторождения «Чираг» и ее глубоководной части «Гюнешли». Переговоры по этому вопросу шли в течение трех лет.(«Azerbaycan», 20 сентября 1998 г.)

Вице-президент ГНКАР И.Алиев настаивал на сотрудничестве с российскими компаниями: «Они могут работать в азербайджанском секторе Каспия, как американцы и британцы». (Интервью первого вице-президента Ильхама Алиева газете «Вашингтон пост» 1 мая 1997 г.). По просьбе правительства России «ЛУКОЙЛ» приступил к работе в Азербайджане и владел десятью процентами этого контракта. (Интервью первого вице-президента ГНКАР И.Алиева «Вашингтон пост», «Бакинский рабочий» 1 июня 1998 г.). До этого переговоры проходили вокруг двух месторождений. Участие российской компании в контракте позволило расширить перечень обсуждаемых нефтяных месторождений до трех.

Глубинная часть «Гюнешли» также была включена в контракт, против этого до сих пор выступала Россия. В рамках визита в Лондон, Гейдаром Алиевым было оговорено участие «ЛУКОЙЛа» в разработке месторождений «Азери» и «Гюнешли». Таким образом, «ЛУКОЙЛ» вошел в состав консорциума как равноправный партнер. Переговоры о включении «ЛУКОЙЛ» в состав консорциума шли с сентября 1993 года, а уже 20 ноября 1993 года был подписан пакет документов о кооперации между «ЛУКОЙЛ» и ГНКАР – в итоге доля России составила 10%. В мае 1994 года было создано совместное предприятие «Азери-ЛУКОЙЛ», главной задачей которого стало включение российской компании в уже подходящий к концу переговорный процесс по контракту. А уже 6 июня представители российской компании принимают участие в работе консорциума. Включение в консорциум российской стороны позволило Азербайджану вернуть в число предлагаемых к разработке месторождений и структуру «Гюнешли». В дальнейшем сотрудничество с «ЛУКОЙЛ» носило не только политическое, но и экономическое значение. По существу, эта компания стала партнером ГНКАР, как «Би-Пи» и АМОКО.

Другим членом консорциума стала компания ТПАО. Это государственная компания Турции, действующая с 1985 года. По причине ограниченности запасов углеводородов в Турции ТПАО в основном работала за пределами страны. К международной деятельности компания приступила в 1992 году. Азербайджан был первой страной, где компания участвовала в крупном нефтяном проекте. (Бакинский рабочий 5 июня 1998 г , «Azerbaycan», 3 июня 1998 г.).

Основной задачей консорциума 11 компаний было обеспечение контракта финансами, управленческим персоналом и высококачественными технологиями. Все это должно было обеспечить высокую задачу консорциума добыть и довести азербайджанскую нефть до мировых рынков.
24895 просмотров