Вестник Кавказа

Каспий: политика vs экономика

Исмаил Ага-Киши, эксперт ВК
Каспий: политика vs экономика
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Снова, как это было ровно 18 лет назад, накаляются страсти по поводу прокладки трубопровода для поставки каспийских углеводородов. Политиков стараются поддержать политологи, экономисты, проводятся круглые столы, международные конференции, написаны статьи, «аналитические работы». Цель одна: защитить интерес одной единственной компании «Газпрома». Причем, как и тогда, не предлагаются альтернативные пути защиты интересов как «Газпрома», так и других российских компаний. Ни эксперты, ни политики не хотят сделать выводов из недавних событий: когда в сентябре 1994 года заключался контракт по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли; когда обсуждался построения Баку-Тбилиси-Джейхан: когда осваивалось месторождение с большими запасами природного газа Шах-Дениз, когда прокладывался газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум.

«Газпром» и российские нефтяные компании, имеющие все политические и экономические возможности подключиться ко всем этим проектам в роли оператора, «благодаря» не всегда обдуманным решениям дипломатов, не смогли использовать весь свой потенциал. В конечном счете «палочку дирижера» получили западные компании, а российские - или имеют небольшой процент, или же вовсе находятся в стороне. Очевидно, что бойкот лучших проектов в Каспии на руку их конкурентам.

Похожая ситуация начала складываться и после недавнего открытия еще одного богатейшего месторождения в азербайджанском секторе Каспия «Апшерон». Снова слышны голоса: «Враги игнорируют интересы России, намереваясь проложить газопровод в обход ее территории!» Исходя из такой логики, российские компании должны отказаться от добычи углеводородов и в Ближнем Востоке, ведь нефтепроводы и газопроводы, доставляющие их на рынки, минуют территорию России. Однако те же «Газпром» и «ЛУКойл» участвуют в проектах и вкладывают инвестиции в месторождения стран, географически находящихся довольно отдаленно от России. Но что-то мешает делать это на постсоветском пространстве.

Тем более выигрыш в данном случае может быть двойной.
Во-первых, Россия еще раз политически укрепится в этих странах и получит доходы от выгодных проектов как по добыче природного газа, так и от участия в построении Каспийского трубопровода. Специалисты прекрасно понимают, что прокладка трубопровода по дну Черного или Балтийского моря ничем не отличается от строительства таких же в Каспийском море. Отличие только в том, что в отличие от первых двух, на глубине Каспийского моря углеводороды добываются нефтяными компаниями всех прикаспийских стран, а для их транспортировки к берегу уже давным-давно построены системы трубопроводов. Нерешенная проблема правового статуса Каспия не помешала ни одной прикаспийской стране добывать нефть или природный газ вместе с западными компаниями и партнерами с постсоветского пространства. Тем более, что большая часть прикаспийских государств юридически поддержала принцип секторального деления, а Иран и Туркмения готовы с ним согласиться с небольшими оговорками. В начале 1990-х ситуация было намного сложнее, но верх одержали не военно-политических убеждений, а те, кто взял за основу экономические интересы России - Черномырдин, Шафранник, Алекперов. Именно эта позиция отражает интересы российских компаний и, если хотите, народа.

Во-вторых, почему Россия может на предлагаемых условиях работать в Ливии, Ираке и в других странах, но не в азербайджанском или туркменском секторе Каспия. Политики неоднократно повторяли, что Россия отказывается от позиции «старшего брата» и строит равные отношения с бывшими союзными братскими республиками. При этом очевидно, что прокладка трубопроводов послужит сохранению мира в регионе.
27745 просмотров