Вестник Кавказа

Карабахское урегулирование: взгляд из Потсдама

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Карабахское урегулирование: взгляд из Потсдама
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

В апреле исполнится 21 год с момента принятия Советом безопасности ООН первой резолюции по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Однако как та, так и последующие резолюции Совбеза до сих пор остаются на бумаге. Профессор Потсдамского университета Вильфрид Фурман поделился в разговоре с "Вестником Кавказа" своим видением правового аспекта нагорно-карабахского конфликта, а также того, какую позицию должно занять международное сообщество в этом вопросе.

Профессор напомнил о том, что многочисленные резолюции Совбеза и Генассамблеи ООН так до сих пор не были выполнены. "ООН неоднократно требовала от Еревана в своих резолюциях безоговорочного прекращения оккупации азербайджанских территорий. Другие организации, такие как НАТО и ОБСЕ, также открыто признают территориальную целостность стран бывшего Советского Союза", - отметил Фурман.

"Азербайджан является членом и партнером различных международных организаций, соответственно, является членом "международного клуба". Он член ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Организации Исламская Конференция, СНГ. Армения, также являясь членом различных клубов, в одностороннем порядке пользуется их преимуществом. Возможно, размеры этих клубов чересчур большие и поэтому правила там так часто нарушаются", - считает немецкий эксперт.

"Изначально фальшивыми являются аргументы, которыми оперирует Армения, утверждая, что Нагорный Карабах никогда не был составной частью Азербайджана, или, что причиной отделения стало народное восстание времен развала советской империи, и что восстание происходило без внешней поддержки. Армения сознательно и постоянно нарушает как естественное, так и господствующее позитивное международное право. В этом контексте репутация Армении должна оцениваться очень низко, а в международном контексте Армения – это государство вне закона", - сказал Фурман в разговоре с "Вестником Кавказа".

По мнению эксперта, в случае отсутствия принудительных механизмов и единогласия, члены клуба должны как минимум принять во внимание этот факт. Речь, по словам ученого, идет не о военной операции, а о мирных средствах восстановления права – с тем, чтобы не потерять доверия к себе и не подвергать опасности стабильность всего клуба.

"Если один член клуба нарушает признанные принципы международного права или же внутренние правила клуба, то каждый другой член клуба, исходя из этого, должен сделать для себя определенный вывод. С такими странами-нарушителями не должна вестись торговля, ей не должны давать государственные кредиты, государственные гарантии для экспорта и т.п. Все это не должно восприниматься в качестве призыва к полному экономическому бойкоту. Однако любая такого рода государственная поддержка означает автоматическое распространение собственной репутации на страну-нарушителя. Этим самым косвенно укрепляется позиция страны-нарушителя, а в данном конкретном случае позиция Армении в нагорно-карабахском конфликте", - заключает эксперт.

Профессор Фурман также коснулся принципа права народов на самоопределение, к которому регулярно обращается армянская дипломатия в ходе переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Принцип самоопределения не распространяется на победителей в войне, также принципиально на победителей, совершивших насильственный действия, сопровождавшиеся этническими чистками, массовыми убийствами, геноцидом. Принцип самоопределения в качестве альтернативы, т.е. ex ante, может быть применен для предотвращения угрозы быть подвергнутым насильственным действиям. Этот принцип может быть применен в зависимости от обстоятельств и ex post при участии вынужденных переселенцев, включая новое поколение при обоюдном согласии сторон.

В случае же совершения массовых убийств и даже геноцида право на ex post решение конфликта теряется безвозвратно. Таким образом, созданное с помощью силы искусственное образование не имеет права на жизнь. Такое образование может некоторое время существовать при помощи силы и армии, но, по сути, оно не имеет никакого правового обоснования", - подчеркнул профессор.

По мнению Фурмана, армянская сторона старается максимально затянуть переговоры с целью легитимации искусственно созданного режима в Нагорном Карабахе: "Конечно, фактор времени также играет немаловажную роль. Искусственно созданные и поддерживаемые с помощью силы образования могут долгое время существовать и, опираясь на фактор забвения, попытаться создать себе международную репутацию. Каждая страна, опирающаяся на военную силу в претворении своих националистических идей, пользуется этим временным фактором и надеется навсегда присвоить себе захваченную территорию".

"Следствием является, как правило, возникновение потомственной вражды и ненависти к захватчику. Так как агрессор, в данном случае, армянские войска, для нападения используют момент временного военного преимущества, у потерпевшей стороны возникает мотив для создания себе в будущем такого же преимущества для ответного удара, что ведет в свою очередь к гонке вооружений с целью доведения противостояния до победного конца", - уверен профессор Фурман.

17105 просмотров