Вестник Кавказа

Обезвредить «карабахскую бомбу» в состоянии лишь Москва

Михаил Беляев
Обезвредить «карабахскую бомбу» в состоянии лишь Москва
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Армении в Сочи, очевидно, не стала прорывной. В свете геополитических сдвигов в постсоветском пространстве, поступательного российско-азербайджанского сближения и небывалого доселе обострения вдоль всей линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск, на нее возлагались большие надежды. И сегодня, когда дипломатической сенсации так и не свершилось, многие воспринимают встречу в Сочи не иначе, как провальную.

В самом деле, если оценивать ее эффективность с точки зрения достижения важных компромиссов между Арменией и Азербайджаном, то необходимо признать, что отсутствие результатов – и есть, в конечном счете, провал. Если же рассматривать прошедший раунд переговоров через призму десятков предыдущих безрезультатных встреч на высшем уровне – возможно, этот раунд выдался не самым неудачным. Как минимум, никто не сбегал с переговоров в сортир, как это было во французском замке Рамбуйе во время встречи между Ильхамом Алиевым и Робертом Кочаряном в 2006 году. Отход от формата МГ ОБСЕ, ставший возможным благодаря близким отношениям Москвы как с Баку, так и с Ереваном, и подключение к процессу миротворчества Владимира Путина, обладающего реальными рычагами воздействия на стороны конфликта, дает небольшую надежду на определенный прогресс в будущем. Это была первая встреча между Алиевым и Саркисяном за последние девять месяцев, и, возможно, сторонам следует регулярно поддерживать связь. С другой стороны, Баку ясно дал понять, что вести «переговоры ради переговоров» не собирается, а решение конфликта слишком затянулось.

На дворе уже 2014 год, с момента подписания Бишкекского протокола о прекращении огня прошло ровно 20 лет, а воз и ныне там. О том, что Баку и Ереван по-прежнему очень далеки от мира, свидетельствует риторика армянского президента после его вояжа в Сочи. По возвращении в Армению Серж Саркисян дал интервью местной прессе, в котором пригрозил превратить города Азербайджана во «второй Агдам». Напомним, что оккупированный азербайджанский Агдам, некогда славившийся по всему СССР своим коньяком, ныне называют «городом-призраком». В ходе карабахской войны армянские войска фактически сравняли его с землей. Пожалуй, для полноты картины Саркисяну следовало бы пригрозить азербайджанцам еще и «вторым Ходжалы». Тем более, что президент Армении еще в бытность свою обычным полевым командиром бравировал резней гражданского азербайджанского населения, что задокументировано в его интервью исследователю Томасу де Ваалу.

Жесткая риторика Саркисяна, к которой он, по понятным причинам, не рисковал прибегать до переговоров с президентом Владимиром Путиным, косвенно говорит о том, что армянской стороной были получены определенные гарантии России по недопущению возобновления карабахской войны. Соответственно, Ереван будет продолжать прикладывать максимум усилий для поддержания статус-кво. Сохранение азербайджанских территорий под оккупацией, хоть и тормозит экономическое развитие блокадной Армении, темпы миграции из которой достигли угрожающих масштабов, однако, тема Карабаха является единственным аргументом правящей элиты, пришедшей к власти на волне первой карабахской войны. В этом отношении, линия поведения политического руководства Армении после встречи в Сочи более чем предсказуема.

Чего добилась организацией встречи Россия? Не стоит забывать, что Владимир Путин провел и двусторонние переговоры и с Ильхамом Алиевом, и Сержем Саркисяном, в ходе которых были обсуждены многие вопросы билатерального характера, в том числе, связанные с изменением геополитической обстановки на постсоветском пространстве и конфликтом между Россией и Западом. Встреча в Сочи была также призвана снизить эскалацию насилия в прифронтовой зоне, наблюдающуюся с начала августа, поскольку еще один горячий конфликт у своих границ Москва получить явно не хочет. Наконец, Россия, фактически перехватив французскую инициативу в урегулировании конфликта, в условиях обострения собственных противоречий с Западом, ясно дала понять, что не собирается расставаться со статусом ведущей державы в Южном Кавказе.

Азербайджан в сложившейся ситуации, вероятнее всего, продолжит наращивать собственную боевую мощь. Как стало известно турецкому изданию Huriyyet, Баку приобрел баллистические ракеты израильского производства (130 км) и ракеты дальнего действия (2000 км). Одновременно с этим, согласно источникам газеты «Ведомости», Россия начала поставки азербайджанской армии 94 танков Т-90, около 100 БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и столько же орудий «Вена», 18 пусковых установок систем залпового огня «Смерч», 6 тяжелых огнеметных систем «Солнцепек».

Не секрет, что военный паритет между Азербайджаном и Арменией уже давно нарушен в пользу Баку, имеющего несравненно более мощные финансовые возможности, в то время как Ереван оказался полностью зависим от гарантий безопасности со стороны России. Когда и при каких условиях Азербайджан решится применить свою армию для освобождения оккупированных территорий – предугадать невозможно. Но, без сомнений, Баку не упустит удобного момента, чтобы провести молниеносную военную операцию в Нагорном Карабахе и прилегающих к нему районах. Миллиарды долларов в наступательное вооружение не вкладываются лишь для того, чтобы оно ржавело. Если на стене висит ружье, оно обязательно выстрелит.

Армения, в свою очередь, делает ставку на консервацию конфликта, полагая, что по истечению времени новые поколения азербайджанцев «забудут» про Карабах. Насколько верен такой расчет, покажет время. Во всяком случае, недавние кровавые боевые столкновения на фронте настолько взбудоражили и мобилизовали общественность Азербайджана, что сейчас, после встречи в Сочи, азербайджанскому правительству придется приложить немало усилий, чтобы страсти улеглись. Из года в год давление общества на правительство Азербайджана в связи с неурегулированностью конфликта лишь растет, и карабахский вопрос является доминирующим фактором во внутренней политике.

Обезвредить «карабахскую бомбу», механизм которой был запущен еще во время агонии СССР, сегодня объективно в состоянии лишь Москва. Основная интрига на данном этапе состоит в том, была ли миротворческая инициатива Путина разовым мероприятием или же за ней последуют новые шаги в направлении мирного урегулирования? Остается надеяться, что Кремль решил основательно подойти к решению этой застарелой проблемы между двумя его союзниками, и в ближайшие месяцы мы увидим эффективное продолжение российского миротворчества в Южном Кавказе.

14820 просмотров